середу, 6 травня 2015 р.

ВРУ упрощает ведение бизнеса: отмена печатей и другие «пряники»

20.05.2014
nibu-20-19.05.2014
Одна из главных бизнес-тем последнего времени — сближение отечественных стандартов хозяйственной деятельности с международными. Это касается и печатей. Не секрет, что у нас их использование, в большинстве своем, обязательно. В то же время, при работе с нерезидентами, не знакомыми с нашими законодательством/практикой, заверение договора печатью, как правило, вызывает лишь недоумение. Законодатель наконец-то решил это исправить. Кроме того, он предусмотрел и ряд других интересных изменений. Обо всем этом вы прочтете в данной статье..

Виталий Смердов, налоговый эксперт
Журнал «Налоги и бухгалтерский учет» № 40 от 19.05.2014 г.

Когда вступит в силу?

Это один из первых вопросов, с которыми сталкиваешься при изучении любых нормативных новшеств ☺. Как правило, при ответе на него проблем не возникает. Но, как оказалось, даже здесь законодатель способен поставить в тупик. Как? Давайте разбираться: Закон № 1206 предусматривает, что он вступит в силу «через шесть месяцев со дня его опубликования». Отсчет срока предлагаем отложить на потом, а пока уделим внимание опубликованию. Понятно, что речь идет об официальном опубликовании, обязательном для вступления в силу любого закона (ст. 94 Конституции Украины). На момент подготовки номера этот Закон был опубликован в трех изданиях:
  1. «Офіційний вісник України» от 30.04.2014 г. № 34/1;
  2. Голос України» от 06.05.2014 г. № 87;
  3. «Урядовий кур'єр» от 14.05.2014 г. № 84.
Как видите, первая публикация Закона приходится на 30 апреля, а потому при отсчете упомянутого 6-месячного срока логично ориентироваться именно на эту дату
Об этом свидетельствуют ст. 1 и 6 Указа Президента Украины от 10.06.97 г. № 503/97, ст. 1 Указа Президента Украины от 13.12.96 г. № 1207/96. Напомним: они прямо предусматривают, что пуб¬ликация в бюллетене «Офіційний вісник України» является официальной, в частности, и для законов. Это истину подтверждает и Минюст (см. письмо от 09.08.2011 г. № 11378-0-33-11/10.2).
Но есть и другое мнение. Так, ч. 1 ст. 139 Регламента Верховной Рады Украины, утвержденного Законом Украины от 10.02.2010 г. № 1861-VI, устанавливает, что законы публикуются в газете «Голос України» и в Ведомостях Верховной Рады Украины. Там же указано, что такая публикация является официальной. На основании этого аппарат ВРУ в свое время пришел к выводу, что это исчерпывающий перечень изданий, в которых может осуществляться официальное опубликование законов (письмо от 03.06.2011 г. № 07/7-335). Причем, видимо, на него ориентировались и администраторы официального сайта ВРУ, когда устанавливали дату вступления в силу Закона № 1206. Только это объясняет то, почему они отталкивались от даты публикации в газете «Голос України». Так, по их мнению, Закон № 1206 вступит в силу с 06.11.2014 г.
Мы считаем, что правильным является именно первый вариант. То есть в данном случае при отсчете 6-месячного срока нужно ориентироваться на 30 апреля (дата публикации Закона № 1206 в бюллетене «Офіційний вісник України»).
Но это еще не все. Дальше нужно ответить на вопрос, с какой конкретно даты отсчитывать упомянутый срок: с 30 апреля (дата публикации) или со следующего дня? Он связан с тем, что, по общему правилу, срок начинает течь со следующего дня после события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 253 ГКУ). Если руководствоваться этой логикой, то Закон № 1206 должен вступить в силу с 1 ноября 2014 года. По нашему мнению, именно так и должно быть.
Но на практике встречается и другое мнение: о том, что в данном случае упомянутое правило не работает и такой срок нужно отсчитывать «со дня» соответствующего события (в данном случае — опубликования). При таком подходе указанный 6-месячный срок будет отсчитываться с 30 апреля и Закон вступит в силу 30 октября. Мы считаем, что этот подход некорректен, но напомним: его исповедуют популярные информационно-аналитические системы, а также аппарат ВРУ. С существующими подходами вы ознакомились, дальше выбор за вами.

Отмена печатей

Нардепы отменили обязательность использования печатей в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Это, пожалуй, самое громкое и ожидаемое новшество. По мнению чиновников, оно приблизит Украину к развитым государствам, в которых печати практически не используются*. Надеемся, так и будет, а пока предлагаем посмотреть на эти изменения внимательнее. Об этом читайте на официальном сайте Кабмина.
В ХКУ появится указание о том, что субъект хозяйствования может иметь печати (ч. 1 ст. 581 ХКУ). Одновременно с этим из ХКУ исключат (или переформулируют) нормы, предусматривающие обязательность их применения. Это, в частности, ч. 4 ст. 62, ч. 1 ст. 181 (заключение хозяйственных договоров), ч. 2 ст. 279 (использование печатей товарными биржами). Соответствующие изменения будут внесены и в другие законы, в частности в ГКУ (проставление печатей на договорах, доверенности и т. п.), процессуальное законодательство и т. п.
Но, уверены, вас интересует вопрос, есть ли в данном перечне НКУ? Нет, однако, в целом, это и не нужно. Давайте вспомним: в налоговых отношениях печать вам нужна, прежде всего, при составлении отчетности и налоговой накладной. При этом в части отчетности НКУ и так содержит указание, что печать в ней проставляется лишь при наличии (п. 48.3 НКУ). Что касается налоговой накладной, то напомним: как только Закон № 1206 вступит в силу, в п. 201.1 НКУ «заработает» норма, которая тоже будет требовать проставления печати только при ее наличии.
Таким образом, по общему правилу, использовать печать будет необходимо только тогда, когда вы сами этого захотите и обзаведетесь ею
Правда, учтите несколько нюансов.
Во-первых, пока не совсем понятно, как субъект будет заявлять о наличии или отсутствии у него печати. Ведь, по идее, если печать у него будет, то ему придется проставлять ее на всех документах, на которых она требуется «за наявності». То есть не должно быть такого, что на одних документах печать проставляется, а на других нет. Как будет разрешаться эта проблема, пока неизвестно.
Во-вторых, при заключении договоров печать традиционно использовалась для того, чтобы подтверждать полномочия конкретного лица. Как же их подтверждать при отсутствии печатей? Для этой цели будет служить лишь подпись. При этом, чтобы проверить полномочия лица, в том числе ограничения на представительство, судя по всему, придется ориентироваться на сведения из Единого госреестра (об этом вы прочтете дальше). Если точнее, то на информацию о лицах, имеющих право совершать действия от имени юрлица*.
К слову, сегодня сведения о таких лицах и так находятся в свободном доступе. С этой информацией вы можете ознакомиться на официальном сайте государственного предприятия «Інформаційно-ресурсний центр».
В-третьих, из этого правила выпадает ряд исключений. Вот главные из них:
  1. контрагенты могут на свое усмотрение прописать в договоре, что он должен обязательно скреп¬ляться печатью (ч. 2 ст. 207 ГКУ в редакции Закона № 1206). Если стороны это сделали, но договор печатями так и не скрепили, то, считаем, признать его недействительным или ничтожным будет нельзя. Но, полагаем, в таком случае можно будет говорить о том, что он не был заключен (ч. 2 ст. 639 ГКУ);
  2. законодательство предусматривает, что наличие печати в данной сфере обязательно. Например, такая обязательность сохранится для казенных предприятий (ч. 4 ст. 76 ХКУ), банков (ст. 15 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III), госрегистраторов, нотариусов и прочих субъектов.
В-четвертых, чиновникам придется подвести под это новшество подзаконную нормативную базу. Об этом свидетельствуют, в частности, изменения, которые будут внесены в п. 1 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III (о необходимости скрепления печатью квитанции к приходному кассовому ордеру). В то же время сам Закон № 1206 об этом не говорит и не устанавливает соответствующих сроков.
В-пятых, указанные выше требования касаются не только традиционных печатей, но и их электронного собрата — ЭЦП. То есть их использование становится в большинстве случаев факультативным. Соответствующие изменения будут включены, в частности, в Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.
В качестве итога к подразделу уделим внимание еще одному вопросу: как действовать субъектам, у которых на дату «включения» этих изменений все еще будут печати? По сути, таких лиц будет большинство. В этом случае все зависит от того, собираетесь ли вы использовать печати. Если да, то сохраните их, ведь требований об обязательности уничтожения таких печатей нет. Если нет — их можно будет уничтожить. Порядок такого уничтожения не установлен, а потому вы можете определить его на свое усмотрение. Вместе с тем, учтите: во избежание вопросов со стороны проверяющих рекомендуем задокументировать этот процесс, подтвердив уничтожение печати соответствующим актом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 28, с. 45).

Изменения в госрегистрации

Здесь вас ожидает целый ряд изменений. Самое главное: нардепы отменили взимание регистрационного сбора за осуществление государственной регистрации юрлиц, физлиц-предпринимателей и благотворительных организаций. Напомним, что сейчас он составляет соответственно 170 грн., 34 грн. и 51 грн. (ч. 1 ст. 10 Закона № 755). Но учтите: за госрегистрацию внесения изменений в отдельные сведения, содержащиеся в Едином госреестре, уплату регистрационного сбора никто не отменял. Например, его придется уплачивать при изменении местонахождения субъекта хозяйствования, если это связано с изменениями учредительных документов/места проживания предпринимателя (информацию по этой теме читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 14). Регистрационный сбор, в частности, будет составлять:
Регистрационный сбор, в частности, будет составлять
Кроме того, не отменяют и регистрационный сбор за выдачу дубликата оригиналов учредительных документов и изменений к ним, удостоверенных госрегистратором. Его сумма не изменится. Напомним, это 17 грн.
Следующее, на что советуем обратить внимание: уплачивать регистрационный сбор разрешат и при помощи платежных терминалов*. Так что подтвердить такую уплату вы сможете не только копией квитанции, выданной банком/копией платежного поручения с отметкой банка, но и копией квитанции платежного терминала (ч. 5 ст. 10 Закона № 755 в редакции Закона № 1206). Правда, судя по всему, вы уже сейчас вправе поступать подобным образом. По крайней мере, такой вывод следует из письма Укргосреестра от 10.12.2013 г. № 834/04-12-13.
*Учтите, что законодатель использовал термин «платежный терминал». Вместе с тем, судя по всему, он имел в виду платежное устройство (см. соответственно пп. 1.321 та 1.322 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III).
Нардепы предусмотрели еще одно новшество, которое касается подтверждения уплаты регистрационного сбора. Вам, должно быть, известно, что документы для целей госрегистрации можно подавать, в частности, в электронном виде (ст. 8 Закона № 755). При этом возникает вопрос: как подтвердить уплату регистрационного сбора в таком случае? Сегодня с этой целью служит экземпляр электронного расчетного документа, удостоверенный ЭЦП (ч. 5 ст. 10 Закона № 755). После того, как Закон № 1206 вступит в силу, таким подтверждением будет отсканированная копия одного из следующих документов:
  1. квитанции банка;
  2. платежного поручения;
  3. квитанции платежного терминала.
Но законодатель, видимо, вносил эти изменения в спешке и не учел, что соответствующие нормы содержатся и в других статьях Закона № 755: в частности, в абз. пятом ч. 1 ст. 24, абз. четвертом ч. 2 ст. 42. В них же изменения не внесли: то есть, там, как и сегодня, будет указано, что подтверждением служит экземпляр электронного расчетного документа (с той лишь разницей, что из них уберут указание на необходимость удостоверения этого документа ЭЦП). Повлияет ли на что-нибудь этот недочет? Время покажет**, но, вполне вероятно, что ориентироваться в таком случае придется на более свежее правило ч. 5 ст. 10 Закона № 755.
** К моменту вступления в силу Закона № 1206 регистрационная служба, скорее всего, издаст соответствующие разъяснения.
В завершение подраздела заметим, что Закон № 1206 также дополнит полномочия Государственной регистрационной службы. Она должна будет размещать на своем официальном сайте сведения из Единого госреестра. Их перечень приведен в ч. 2 ст. 7 Закона № 755 (в редакции Закона № 1206). Доступ к этим сведениям будет бесплатным. Правда, не очень понятно, насколько существенно это что-то изменит***. Ведь сегодня доступ к соответствующим сведениям и так предоставлен (п. 1.7 Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденного приказом Минюста от 14.12.2012 г. № 1846/5). Ознакомиться с ними можно на сайте государственного предприятия «Інформаційно-ресурсний центр».
*** Вполне вероятно, что главная цель этих изменений — зафиксировать на уровне закона перечень сведений, подлежащих опубликованию.

Выводы

  • Закон № 1206 отменяет обязательное использование печатей в большинстве сфер хозяйственной деятельности.
  • Нардепы отменили обязательную уплату регистрационного сбора за госрегистрацию юрлиц и предпринимательской деятельности физлиц.
  • Мы убеждены, что Закон № 1206 должен вступить в силу 1 ноября 2014 года. Но, вполне вероятно, чиновники посчитают, что это событие приходится на 6 ноября этого года.
Документы статьи
1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
2. ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
3. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
4. Закон № 1206 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса» от 15.04.2014 г. № 1206-VII.
5. Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Узнайте больше про журнал "Налоги и бухгалтерский учет"

Немає коментарів:

Дописати коментар