середу, 20 травня 2015 р.

Что будет, если не успеть подать форму 4 (бенефициары)?


25 мая — последний день срока, который отводился «старым» юрлицам для подачи формы 4. Но что-то подсказывает, что сделать это успеют далеко не все. Только это, скорее, камень в огород законодателя/парламента, а не бизнеса. Ведь мало прописать обязанность, надо ж и организовать возможность ее выполнения. Иначе получится, как сейчас: чтобы сдать эту форму, приходилось толпиться в очередях, насчитывающих, порой, сотни людей… издевательство.

Смердов Виталий, шеф-редактор,v.smerdov@buhgalter911.com

Статья взята из журнала "Бухгалтер 911" №21 от 22.05.2015 г.
Вы можете прослушать аудио-запись статьи кликнув на плеер ниже
Прослушать статью
Полагаем, каждый, кто читает эту статью, в курсе проблем с формой 4. Причины этого, в большинстве, на поверхности: несовершенство ПО госрегистраторов, недостатки в организации их работы, запоздалое обновление формы 4 и т. п. И как видите, субъекты хозяйствования здесь не при чем (более того, многие даже старались сдать эту форму в начале года, но госрегистраторы их, как правило, «отфутболивали»).

Только положения дел это, увы, не спасает. Срок пропущен. А значит, налицо нарушение закона. Что за это грозит, вы, должно быть, помните —ст. 16611 КУоАП (см. врезку). Но здесь сразу всплывает ряд вопросов.
За неподачу юрлицом госрегистратору сведений о бенефициаре на его руководителя или лицо, уполномоченное действовать от его имени (исполнительный орган), налагают штраф в размере от 5100 до 8500 грн.
Несвоевременная подача ≠ неподача

Предположим, что форму 4 вы хоть и с опозданием, но все же подали. Например, вы сделали это 28 мая. Могут ли вас в таком случае привлечь к ответственности? Строго говоря, нет. Дело в том, что ст. 16611 КУоАПустанавливает штраф именно за НЕПОДАЧУ этих сведений (без привязки к определенным срокам), а в данном случае они поданы. Тем более, если посмотрите на другие статьи этого Кодекса, то обнаружите: в тех случаях, когда по КУоАП штрафуют за несвоевременную подачукаких-либо сведений, в нем об этом прямо говорят. Подтверждают это, в частности, ст. 96, 1163, 1631 — 1632 КУоАП и т. п. Так что если вы не успеете подать форму 4 до истечения отведенного срока (25 мая), не отчаивайтесь. Ведь главное, чтобы эта задача была выполнена до момента проведения проверки.
Правда, предупреждаем: данный вывод продиктован строгим и, мы бы даже сказали, буквальным прочтением закона, чем проверяющие нередко пренебрегают 😞. Другое дело, что даже если их подход будет иным, считаем, штраф вам все равно не грозит. О том, почему, читайте дальше.
Процедура наложения штрафа

Это еще одна проблема. В прошлом номере «Бухгалтер 911» мы уже говорили, что составлять протоколы по ст. 16611 КУоАП уполномочены субъекты государственного финмониторинга (ст. 255 КУоАП). К ним, в частности, относятся: госфинмониторинг, НБУ, Минюст (ч. 3 ст. 5 Закона № 1702*). Вместе с тем, как они будут это делать, до конца не известно.

* - Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII.
Налагает же этот штраф только суд (ст. 221 КУоАП).
Дать более-менее точный прогноз можно разве что по контролю данного вопроса в отношении субъектов первичного финмониторинга (далее — СПФ). Напомним, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 1702 это: банки, страховщики, ломбарды, специально определенные СПФ (в частности, аудиторские фирмы, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, юридические услуги) и т. п. Во исполнение этого Закона чиновники утвердили Порядок № 436**, который описывает порядок проведения/оформления проверок госфинмониторингомсубъектов предпринимательства, предоставляющих посреднические услуги в операциях купли-продажи недвижимости. Этот документ предусматривает, что в процессе плановой проверки госфинмониторинг проверяет, в частности, установление СПФ (см. п. 4 разд. II Порядка № 436):

** - Порядок проведения проверок Государственной службой финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 436. Он вступает в силу со дня официального опубликования (на момент подготовки номера этого еще не произошло).
  • своего бенефициара, регулярное обновление и хранение информации о нем и предоставление их госрегистратору в случаях и объемах, предусмотренных законодательством. Здесь вопросов нет. Если СПФ является юрлицом, то на него в общем порядке распространяется требование об установлении своего бенефициара и внесении сведений о нем в ЕГР. Если во время проверкигосфинмониторинг выявит, что этого сделано не было, то составит протокол. Сам же штраф, как мы уже говорили, наложит суд;
Правда, строго говоря, проверяющие смогут составить такой протокол не раньше, чем они получат обновленную под Закон № 1702инструкцию по его составлению.
  • конечного бенефициара клиентов-юрлиц. Правда, учтите: даже если госфинмониторинг обнаружит отсутствие подобных сведений, то в данном случае это будет основанием для ответственности СПФ, а не клиента-юрлица.
При этом обратите внимание на важный нюанс: наличие/отсутствие сведений в ЕГР о бенефициаре устанавливают в процессе плановой проверки СПФ. Не иначе. Это значит, что госфинмониторинг не вправе, к примеру, самостоятельно проверить ЕГР на предмет наличия/отсутствия этих сведений, после чего составить протоколы и направить их скопом нарушителям.
Продолжение статьи читайте на нашем сайте...

Немає коментарів:

Дописати коментар