01.04.2015
Разрекламированное Премьер-министром «покращення» для работодателей в виде понижающего коэффициента к ставке ЕСВ не сработало так, как хотелось. Основной целью этого ноу-хау была детенизация фонда оплаты труда. Но «светить» «черные» зарплаты разогнались не многие ввиду ряда жестких условий. В связи с провалом первой попытки законодатели сделали вторую — приняли Закон № 219, который послабляет условия применения понижающего коэффициента. Готовы ли вы пойти на эти требования ради уменьшения размера ЕСВ? Для ответа на этот вопрос давайте выясним, что должен соблюсти работодатель.
Скрипкина Екатерина, эксперт по вопросам оплаты труда
Что изменилось
Итак, попытка № 2 снизить нагрузку на фонд оплаты труда. Увенчается ли она успехом? Захотят ли работодатели выполнить «смягченные» условия? Вполне вероятно. Ведь интерес работодателей к такому явлению, как понижающий коэффициент, был велик. Останавливали завышенные требования. Законодатели ошибку осознали. И вот мы уже имеем Закон № 219, который вступил в силу с 13.03.15 г.
Радует, что новые нормы относительно применения понижающего коэффициента внесены им непосредственно в Закон № 2464 (в разделе VIII появился новый п. 95). Прошлая попытка была плохо реализуема на практике, да еще и некрасиво оформлена с законодательной точки зрения. Напомним, что ранее применение коэффициента было предусмотрено ч. 3 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 77. А это не соответствовало положениям ч. 4 ст. 8 Закона № 2464, согласно которой порядок начисления, исчисления и уплаты ЕСВ определяется исключительно этим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами. Теперь оплошность исправлена и с законностью понижающего коэффициента не поспоришь.
Сразу обратим ваше внимание на то, что применять коэффициент по новым правилам можно при определении размера ЕСВ в части начислений на доходы, начисленные в марте 2015 года. При определении размера начисленного ЕСВ за январь и февраль 2015 года для применения понижающего коэффициента необходимо соблюсти «старые» правила, которые определены Законом № 77. Ну что ж, приступим к изучению новшеств.
Кто может претендовать на уменьшение расходов по ЕСВ?
В число возможных счастливчиков попали такие работодатели:
1) юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности, в том числе их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами (кроме воинских частей и органов, выплачивающих денежное обеспечение, предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, указанных в абз. 1 ч. 14 ст. 8 Закона № 2464);
2) физлица-предприниматели;
3) физлица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, и физлица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора.
Отметим, что по старым правилам правом на применение понижающего коэффициента могли воспользоваться только работодатели — юрлица и ФЛП.
Вы «попали» в перечень счастливчиков? Тогда знайте, что применить коэффициент вы сможете, если выполните определенные условия. Для наглядности их мы представили в виде схемы (см. рис. 1 на с. 34).
Все данные для расчета показателей по 2014 году, приведенных в схеме, берете из Отчетов по ЕСВ (форма № Д4) за отчетные месяцы 2014 года.
Внимание! Все вышеуказанные условия должны выполняться одновременно. То есть только повысить зарплату недостаточно, при этом должны быть выполнены два других условия.
Рис. 1. Условия, которые должен выполнить работодатель, чтобы получить право на понижающий коэффициент
*Во избежание путаницы используем те же сокращения, которые приведены в п. 9 разд. VIII Закона № 2464.
Поскольку при расчете коэффициента полученный результат округляют до трех знаков после запятой (подробнее об этом далее), может оказаться, что, даже повысив базу начисления ЕСВ (БН(зо)) на 20 % и более, вы не выполните условие № 2 (об уплате ЕСВ в сумме не меньше чем среднемесячный платеж за прошлый год). Например, если в 2014 году и в текущем месяце начислялась только зарплата, то «пролететь» можно при повышении БН(зо) на 20, 21, 23, 24, 27, 28, 30, 31, 34, 36, 39, 40 % и т. д. В указанных случаях произведение индекса повышения зарплаты и коэффициента дает результат меньше 1. В результате сумма ЕСВ уменьшится по сравнению с прошлым годом.
Результат 1 и более получается, когда расчет коэффициента дает значение, в котором четвертая цифра после запятой равна 5 и более, вследствие чего по правилам математики третья цифра после запятой увеличивается на 1. Такая ситуация складывается, в частности, при увеличении базы начисления ЕСВ (БН(зо)) на 22, 25, 26, 32, 33, 35, 37, 38 % и т. д.
В случае когда работодатель начислял разные виды доходов, к которым применяются разные ставки ЕСВ, и/или изменилось количество застрахованных лиц, вышеуказанный алгоритм может не сработать, поскольку на сравниваемые показатели СмП(зо)2014 и СП(зо)м повлияют в том числе ставки ЕСВ и количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты.
В случае если вы соблюдаете требования Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII, т. е. индексируете зарплату работников, то база начисления ЕСВ (показатель БН(зо)) будет увеличиваться и на суммы индексации. В условиях галопирующей инфляции это даст существенный процент роста базы начисления ЕСВ по сравнению с 2014 годом.
Учтите: если вы применили понижающий коэффициент и при этом не уплатили начисленный ЕСВ в установленные Законом № 2464 сроки, право применять коэффициент утрачивается до полной уплаты недоимки. Возобновить его можно только с месяца, в котором вы ее погасите.
Удалось выполнить все условия законодателя? Отлично!
Теперь переходим к расчету коэффициента.
Как рассчитать понижающий коэффициент?
Как вам определить размер понижающего коэффициента (К), смотрите на рис. 2.
Рис. 2. Порядок определения понижающего коэффициента
Важно! Применить коэффициент в размере 0,4 получится только у тех работодателей, у которых база начисления ЕСВ увеличилась в 2,5 и более раз. А вам слабо?
С 1 января 2016 года размер понижающего коэффициента будет равен 0,6.
Если вы воспользовались правом на понижающий коэффициент к ставке ЕСВ, указываете об этом в Отчете по ЕСВ.
Заметьте, что в действующей форме Отчета по ЕСВ отражение информации о коэффициенте не предусмотрено. Однако ГФСУ и Пенсионный фонд обещают, что вот-вот появится новая форма. Ее проект обнародован на сайте Минфина. В новой форме отметку о применении коэффициента и его размере нужно будет проставлять в шапке к таблице 1 приложения 4.
При начислении ЕСВ к каким доходам применяем коэффициент?
Если условия, указанные на рис. 1, выполнены, применяйте понижающий коэффициент при начислении ЕСВ на доходы в виде:
- заработной платы;
- вознаграждения по ГПД за выполненные работы и предоставленные услуги;
- выплат в связи с временной нетрудоспособностью;
- пособия в связи с беременностью и родами.
Заметьте, что по старым правилам применить понижающий коэффициент можно было только к зарплате и вознаграждениям по ГПД. Так что еще один бонус от законодателя.
Кроме того, работодатель вправе применять понижающий коэффициент при начислении ЕСВ на зарплату, больничные, декретные совместителя!
Внимание! С помощью коэффициента можно понижать исключительно ставки, установленные ч. 5 и абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона № 2464 (36,76 % - 49,7 %, 36,3 %, 45,96 %, 34,7 %, 33,2 %). Нельзя понижать ставки ЕСВ в размере 8,41 %, 5,3 %, 5,5 %.
При определении ЕСВ в части удержаний из зарплаты, больничных, декретных и вознаграждений по ГПД коэффициент не применяйте.
Пример 1. В марте 2015 года предприятие, горя желанием снизить расходы на ЕСВ, повышает зарплату работников на 30 %. В результате общая база начисления ЕСВ за март 2015 года равна 35100 грн., общая сумма начисленного ЕСВ — 10003,15 грн. Количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в марте, — 10. Используя данные Отчетов по ЕСВ за 12 отчетных месяцев 2014 года, работодатель определил, что общая база начисления ЕСВ за 2014 год составила 324000 грн., общая сумма начисленного ЕСВ — 119748,00 грн., общее количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в 2014 году, — 120. Ставка ЕСВ в части начислений — 37,26 %.
Определим показатели, необходимые для расчета коэффициента:
СмК(зо)2014 = 120 чел. : 12 мес. = 10 чел.
СмБН(зо)2014 = 324000 грн. : 12 мес. : 10 = 2700 грн.
БН(зо) = 35100 грн. : 10 чел. = 3510 грн.
Рассчитаем коэффициент:
К = 2700 грн. : 3510 грн. = 0,769.
А теперь нужно определить средний платеж на одно застрахованное лицо (СП(зо)м) в марте и сравнить его со среднемесячным платежом на одно застрахованное лицо за 2014 год (СмП(зо)2014), чтобы окончательно убедиться, можно ли применить чудо-коэффициент.
СмП(зо)2014 = 119748,00 грн. : 12 мес. : 10 чел. = 997,90 грн.
СП(зо)м = 10003,15 грн. : 10 = 1000,32 грн.
Как видим, СП(зо)м за март 2015 года превышает СмП(зо)2014, а значит, путь к применению понижающего коэффициента открыт.
Сумму начисленного ЕСВ работодатель определяет по каждому застрахованному лицу. Поэтому, чтобы выяснить, как «работает» коэффициент на практике, рассчитаем суммы начисленного ЕСВ на примере двух застрахованных лиц, одному из которых (Петрен- ко Р. П.) в марте 2015 года начислены зарплата в размере 1500 грн. и больничные в размере 1100 грн., другому (Василенко Л.Д.) — вознаграждение за выполненные работы в сумме 2000 грн.
Определим сумму ЕСВ в части начислений на:
зарплату Петренко Р. П.: 1500 грн. х 37,26 % х 0,769 =1500 грн. х 28,653 %* = 429,80 грн.; •
больничные Петренко Р. П.: 1100 грн. х 33,2 % х 0,769 = 1100 грн. х 25,531 %* = 280,84 грн.; •
вознаграждение за выполненные работы Василенко Л. Д.: 2000 грн. х 34,7 % х 0,769 = 2000 грн. х 26,684 %* = 533,68 грн. •
* В п. 95 Закона № 2464 предусмотрено, что коэффициент и размер ЕСВ указываются с тремя знаками после запятой. Поэтому при расчете нужно сначала рассчитать «промежуточную» ставку ЕСВ (с тремя знаками после запятой), а потом уже применить ее для расчета.
Сумма ЕСВ в части удержаний ЕСВ из:
зарплаты Петренко Р. П.: •
1500 грн. х 3,6 % = 54 грн.;
больничные Петренко Р. П.: •
1100 грн. х 2 % = 22 грн.;
вознаграждение за выполненные работы Василенко Л. Д.: •
2000 грн. х 2,6 % = 52 грн.
Отметим, что в нынешних суровых экономических реалиях на повышение зарплаты в основном смогут решиться те работодатели, которые до этого «не светили» часть фонда оплаты труда. Будет ли выгода? Давайте выясним.
Пример 2. Официальная заработная плата работника в течение 2014 года и в январе — феврале 2015 года составляла 1300 грн. Кроме того, работодатель платил «в конверте» 2700 грн. В марте 2015 года работодатель отказывается от «конвертов» и повышает официальную зарплату до 4700 грн.
Условия для применения понижающего коэффициента выполнены. Размер коэффициента — 0,4. Ставка ЕСВ, установленная предприятию согласно классу профессионального риска производства, составляет 37,26 %.
Рассчитаем фактические расходы работодателя на оплату труда работника до повышения зарплаты:
1300 + 2700 + 1300 х 37,26 % + 2700 х 12,5 % = 4821,88 (грн.)**,
где 12,5 — условный процент за обналичивание денежных средств.
** В случае если контролеры выявят нарушение в виде выплаты зарплаты без уплаты ЕСВ, НДФЛ и ВС, то существует опасность, что расходы увеличатся на штраф в размере 30 размеров минзарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника, чьи права нарушены (абзац второй ч. 2 ст. 265 КЗоТ) (в январе — ноябре 2015 года — 36540 грн., в декабре — 41340 грн.). Еще сюда добавятся админштрафы… Многовато получится, если, конечно, не договориться с проверяющими (правда, «жизнь по-новому» такие договоры не допускает).
А теперь рассчитаем расходы на оплату труда в марте 2015 года с учетом понижающего коэффициента:
4700 + 4700 х 37,26 % х 0,4 = 4700 + 4700 х 14,904 % = 5400,49 (грн.).
Итак, видим, что фактические расходы на оплату труда работодателя, который львиную долю зарплаты ранее выплачивал «в конверте», увеличатся на 578,61 грн. (5400,49 грн. - 4821,88 грн.). Но если учесть риск нарваться на огромные штрафы, то, возможно, лучше действовать в рамках закона и спать спокойно.
Теперь рассмотрим на примере, как будут обстоять дела у более скромного работодателя, который выплачивал «в конверте» не более 30 % зарплаты.
Пример 3. Официальная заработная плата работника в течение 2014 года и в январе — феврале 2015 года составляла 2000 грн. «В конверте» работник получал 600 грн. В марте 2015 года работодатель отказывается от «конвертов» и повышает официальную зарплату до 2750 грн.
Условия для применения понижающего коэффициента выполнены. Размер коэффициента — 0,727. Ставка ЕСВ, установленная предприятию согласно классу профессионального риска производства, составляет 37,26 %.
Рассчитаем фактические расходы работодателя на оплату труда работника до повышения зарплаты:
2000 + 600 + 2000 х 37,26 % + 600 х 12,5 % = 3420,20 (грн.),
где 12,5 — условный процент за обналичивание денежных средств.
Расходы на оплату труда в марте 2015 года составят с учетом понижающего коэффициента:
2750 + 2750 х 37,26 % х 0,727 = 2750 + 2750 х 27,088 % = 3494,92 (грн.).
В этом случае разница в «зарплатных» расходах незначительная — 74,72 грн. (3494,92 грн. - 3420,20 грн.). При таком положении дел, не задумываясь, лучше полностью переходить на «официалку». И работникам лучше, и вам спокойнее.
Надеемся, что послабление условий применения понижающего коэффициента станет реальным стимулом для легализации работодателями фонда оплаты труда. Как оценить все «за» и «против», мы рассказали.
Выводы
- Законодатель ослабил условия, выполнение которых открывает путь к снижению расходов на ЕСВ. В частности, базу обложения ЕСВ достаточно повысить на 20 %, а не на 30 %, как ранее.
- Если ваша база начисления ЕСВ за отчетный месяц на одно застрахованное лицо превысила среднемесячную базу начисления ЕСВ на одно застрахованное лицо в 2,5 раза и более, то коэффициент равен 0,4. В противном случае его размер определяйте расчетным путем.
- О том, что вы применяете коэффициент, нужно будет указать в новом Отчете по ЕСВ. Дополнительные заявления в ГНИ подавать не нужно.
- Новые условия применения понижающего коэффициента действуют уже с марта 2015 года.
Документы статьи
Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.14 г. № 77-VIII (утратил силу с 13.03.15 г.).
Закон № 219 — Закон Украины «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда» от 02.03.15 г. № 219-VIII.
Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.
Узнайте больше про журнал "Бухгалтерская неделя"
Немає коментарів:
Дописати коментар