20 января 2015, 13:31
Фото: shutterstock.com
Кому положен и как рассчитать единый соцвзнос
Единый социальный взнос (ЕСВ) — объединенный платеж, который заменил собой четыре ранее существовавшие обязательные государственные социальные сборы: пенсионный, безработицу, соцстрах (больничные), несчастный случай. Он подлежит уплате в Пенсионный фонд. Начисляется на суммы основной и дополнительной зарплаты, а также на иные поощрительные выплаты работникам.
Плательщиками ЕСВ являются, прежде всего, работодатели. К ним относятся юридические лица, а также физлица-предприниматели и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно.
Ставки ЕСВ дифференцированы в зависимости от вида плательщика, а также в зависимости от классов профессионального риска вида деятельности. Сейчас действуют ставки ЕСВ от 36,76% до 49,7% (в зависимости от вида профессиональной деятельности, к которой привязана ставка страхования от несчастного случая). Соответственно средняя величина этого налога – 41%.
В налоговом пакете правительства, проголосованном 28 декабря прошлого года, отдельным законом (№77) был предложен механизм снижения ЕСВ. Согласно документу, ставки социального взноса могут быть уменьшены с применением коэффициента 0,4, то есть предприятие сможет снизить его ставку до 16% при начислении зарплаты или вознаграждении по гражданско-правовым договорам.
Но чтобы получить такое право, предприятия должны выполнить одновременно четыре условия, пишут Вести. Бизнес.
Платить больше премий
Чтобы предприятие могло с 1 января 2015 года платить ЕСВ по сниженной ставке, сумма основной и дополнительной зарплаты его работников, а также других поощрительных выплат, например, премий (т. е. база для начисления налога) в этом году должна быть минимум в 2,5 раза больше, чем в 2014-м. При этом сравниваются сумма за январь 2015 года и среднемесячный показатель за 2014 год (общая сумма за год, разделенная на 12).
«Стоит обратить внимание, что в данном случае имеет значение не размер зарплаты (пусть даже средней), а именно общий объем всех выплат работникам, в том числе и в натуральной форме», — пояснила замначальника управления защиты прав налогоплательщиков Ассоциации плательщиков налогов Украины Лидия Чорногуз.
Заметим, что база начисления может увеличиваться как за счет роста зарплат (в том числе за счет легализации их теневой части) для уже имеющихся сотрудников, так и за счет найма большего количества работников при сохранении оплаты труда на прежнем уровне.
Консультант отдела налогового и юридического консультирования компании KPMG в Украине Наталья Катеринец обращает внимание, что, поскольку общая база начисления ЕСВ включает выплаты по договорам гражданско-правового характера, ее увеличения можно добиться простой легализацией выплат по таким договорам. При этом фонд оплаты труда увеличивать не придется.
Так вот, если в том или ином месяце 2015 года соотношение актуального и среднемесячного прошлогоднего показателя равно 2,5, то можно смело применять коэффициент 0,4 для сокращения ставки ЕСВ.
По словам Лидии Чорногуз, увеличение базы начисления ЕСВ именно в 2,5 раза связано с сохранением уровня доходов Пенсионного фонда. Например, предприятие платило в прошлом году соцвзнос по ставке 40%, а база для обложения взносом была 1000 грн (условно). В бюджет перечислялось 400 грн. И, если сейчас применить коэффициент 0,4 к ставке 40%, получим снижение до 16%. Чтобы в бюджет попали те же самые 400 грн, размер базы начисления должен быть увеличен до 2,5 тыс. грн, то есть в 2,5 раза.
«В результате и ставка снижена, и поступления в ПФ будут сохранены», — отметила Лидия Чорногуз.
Из тех же соображений правительство предложило рассчитывать ставку ЕСВ пропорционально увеличению размера базы его начисления. То есть если база расчета вырастет меньше чем в 2,5 раза, предприятие может рассчитать и применить свой коэффициент, но уже не такой привлекательный.
Например, если в 2014 году средняя база для начисления равнялась 20 тыс. грн в месяц, а в новом году она составила 30 тыс. грн (то есть выросла всего в 1,5 раза), то нужно будет разделить 20 тыс. грн на 30 тыс. грн. Получим коэффициент 0,67 и умножим на него ставку ЕСВ (38,74%). Получится 25,96%. То есть чем меньше растут выплаты работникам, тем меньше фискальная скидка.
Правда, применение коэффициентов со значением ниже 0,4 законодатель запретил, в сязи с чем реального смысла для работодателя повышать базу более чем в 2,5 раза нет. Но существует еще три дополнительных условия, обязательное выполнение которых позволит хоть немного снизить ставку ЕСВ.
Повысить зарплаты на 30%
Еще одно условие для применения понижающих коэффициентов: в 2015 году средняя зарплата на предприятии должна быть выше минимум на 30% по сравнению с прошлым годом. Правда, в Европейской бизнес ассоциации считают, что такое требование дискриминирует добросовестных налогоплательщиков и демотивирует легальный бизнес. Как объяснил советник ЮФ «Астерс» Алексей Хомяков, работодатели, которые уже давно выплачивали белую зарплату, вряд ли смогут в нынешних условиях увеличить фонд заработной платы еще на 30%. И тем более невероятно, что они смогут увеличить его в 2,5 раза.
700 грн на человека
Следующее условие еще интереснее. Даже после применения коэффициента (при средней ставке ЕСВ в 16%) платеж за одного сотрудника должен быть не меньше чем 700 грн.
То есть если применять ставку соцвзноса 16,14%, зарплата на предприятии должна быть не менее 4337 грн, то есть заметно выше трех минимальных.
При этом, по данным Госстата, за октябрь 2014 года средняя зарплата в Украине составляла 3509 грн, а по Киеву — 5427 грн.
Не ниже трех минимальных
Не смогут воспользоваться льготой и работодатели, в бизнесе у которых — низкие зарплаты. По словам Алексея Хомякова, чтобы применить понижающий коэффициент, необходимо, чтобы средняя зарплата на предприятии составила не менее трех минимальных зарплат (3654 грн, исходя из минималки на 1 января 2015 года). Если же она ниже, механизм не работает. А в эту категорию попадут как многие представители малого бизнеса, так и некоторые крупные промпредприятия.
Эксперт из KPMG полагает, что предприятиям, где средняя зарплата и раньше была не менее 3654 грн, достаточно поднять средний уровень окладов на 30%. Это даст возможность применять к ставке ЕСВ коэффициент 0,77.
Какие выгоды и потери сулит новый порядок расчета ЕСВ
На полставки не возьмут
В то же время на все выплаты, которые ниже размера минимальной зарплаты (например, если работник трудится на полставки), будут начислять ЕСВ в том же размере, что и на минимальную зарплату.
До тех пор, пока этой нормы не было, компании могли себе позволить принять работника на неполный рабочий день. Но теперь, когда увеличение фонда оплаты труда является стимулом для снижения налоговых выплат, а величина единого взноса начисляется от минимальной зарплаты, компании становится невыгодно платить меньше чем минималку.
«Поэтому мы советуем предприятиям, если позволяют условия работы, перевести таких работников на оформление с ними гражданско-правовых договоров. Потому что для таких договоров нет ограничений по минимальной базе начисления ЕСВ — все зависит от суммы, указанной в договоре», — поясняет Лидия Чорногуз.
Правда, такое решение может не понравиться работникам, которым по таким договорам не оплачивают больничные и не предоставляют оплачиваемый отпуск. Из-за того, что это не трудовой договор (а гражданско-правовой), на него не распространяется трудовое законодательство.
Чистому бизнесу лучше не будет
Как рассказала министр финансов Наталия Яресько, всеобщее снижение ставки ЕСВ (с 2016 года без выполнения каких-либо дополнительных условий) станет возможным после успеха текущего эксперимента.
«Если мы в этом году в самом деле будем работать положительно и выведем из тени значительную сумму, то в следующем году все смогут иметь пониженную ставку ЕСВ», – заявила она.
То есть фактически правительство предоставило в 2015 году льготы по ЕСВ тем, кто платил теневые зарплаты. А чистый бизнес никакого облегчения не получил. К тому же опрошенные «Вестями» специалисты скептически оценивают перспективы легализации теневых зарплат. В частности, потому, что официальное повышение зарплат сотрудникам приведет к увеличению суммы подоходного налога (15–20%).
«Исходя только из экономического расчета (то есть если не принимать во внимание легализацию), поднимать официальные зарплаты не стало выгоднее, чем было до изменений. И в первую очередь вследствие увеличения удержаний из зарплаты налога на доходы физлиц, ЕСВ и военного сбора», — говорит Наталья Катеринец.
Более того, по мнению Алексея Хомякова, при подсчете всех расходов, которые несут работодатели на «зарплату в конвертах», даже с учетом роста курса доллара, в сравнении их с размером экономии на едином соцвзносе после выполнения требований закона все эти новшества окажутся вообще невыгодными.
Константин Симоненко
Немає коментарів:
Дописати коментар