03.11.16
Наверное, каждый бухгалтер хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда сумма НДС в налоговой накладной «не бьет» на копейки с первичкой. Или когда контрагенты перечисляют оплату на копейки больше/меньше, чем сумма поставки. Что делать с «копеечными» расхождениями — выясним в сегодняшней статье.
Не закрываются расчеты с контрагентами
«Ты помнишь, как все начиналось…» Покупатель перечислил оплату за товар. И по итогу оказалось, что она на несколько копеек или пару гривень превышает сумму поставки. Что делать с «копеечной» переплатой?
Сначала нужно разобраться, предусматриваются ли еще операции с таким контрагентом. Если да и поставки контрагенту будут осуществляться по тому же самому договору, то «переплату» следует учесть как оплату в счет будущих поставок. Например, покупатель перечислил предоплату за товар на 2 грн. больше. По факту получения предоплаты налоговая накладная составляется на всю сумму полученной предоплаты (с учетом «лишних» 2 грн.). А при составлении налоговой накладной на следующую часть поставки (если первым событием будет отгрузка) налоговая накладная составляется на 2 грн. меньше.
Правда, здесь есть свои нюансы. Рассмотрим обратную ситуацию — когда «ошибочная» оплата является вторым событием (т. е. поступает после отгрузки товара). Если сделка с контрагентом не последняя, «лишняя» оплата, по сути, получает статус предоплаты за следующую поставку.


Когда речь идет действительно о переплате в 1 копейку, то составлять налоговую накладную не придется, ведь сумма НДС в ней будет просто равна нулю. А вот если сумма превышает 5 копеек, то формально уже возникают основания составить налоговую накладную. Правда, если сумма НДС не дотягивает до гривни, то учитывая, что в декларации отражаются только целые гривни, за недоначисление НДС продавцу ничего не будет.
В такой ситуации, считаем, нужно уточнить у контрагента, как он планирует поступить с «копейками». Если переплата возникла на считанные копейки, то, возможно, вы придете к решению с контрагентом сразу списать эти копейки (на прочие доходы/расходы) как несущественные суммы и не возиться с ними потом.

Теперь перейдем к случаю, когда с контрагентом не будет последующих сделок. В первую очередь скажем о том, как быть с НДС. Если первое событие — перечисление предоплаты (и контрагент по ошибке перечислил на копейки лишнюю сумму), то:
— если вы на момент ее получения точно знаете, что сумма оплаты завышена (например, она превышает сумму договора), то «лишнюю» сумму в налоговую накладную не включайте. Ее нужно рассматривать как ошибочно перечисленную*;
* Подробнее об этой ситуации мы писали в статье «Ошибка в платеже на 1 копейку: как составлять НН» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 3).
— если на момент получения оплаты вы не знали, что сумма оплаты превысит сумму поставки, то, естественно, по дате предоплаты на нее начислены НДС-обязательства. Поскольку деньги покупателю возвращаться не будут, то откорректировать начисленный НДС нельзя. Куда пристроить «лишнюю» сумму обязательств в учете, расскажем далее.
Итак, переходим к вопросу: что делать с зависшими копейками, если в дальнейшем сделок с контрагентом не предполагается?
Наверное, не нужно пояснять, что списать задолженность в учете можно только по истечении срока исковой давности.Причем никаких исключений по суммам для этого правила не установлено. Но! В случае с копеечными суммами это правило можно обойти, обосновывая тем, что такие суммы имеют низкий порог существенности. Да и расходы, необходимые для погашения такой задолженности, значительно превышают саму задолженность. Ведь комиссия банка будет превышать в несколько раз сумму задолженности
.

В этом случае копеечные суммы можно списать: кредиторскую задолженность — в состав прочих доходов (Дт 719), а дебиторскую — в состав прочих расходов (Дт 949). Лучше, чтобы суммы этого списания не выходили за рамки 1 — 2 гривень по каждой задолженности. Для списания сумм составьте бухсправку.

Пример. Покупатель перечислил предоплату за товар в сумме 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Фактически товары ему были поставлены на сумму 1197,60 грн. (в том числе НДС — 199,60 грн.). Больше сделок с покупателем не предполагается.
№
п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Бухгалтерский учет
|
Сумма,
грн.
| |
дебет
|
кредит
| |||
У продавца
| ||||
1
|
Получена предоплата за товар
|
311
|
681
|
1200,00
|
2
|
Начислены налоговые обязательства по НДС*
|
643
|
641
|
200,00
|
* Если на момент получения предоплаты вы точно знаете, что сумма завышена (например, она больше, чем предусмотрена договором), то «сумму превышения» в налоговые обязательства не включайте.
| ||||
3
|
Отгружен товар покупателю
|
361
|
702
|
1197,60
|
4
|
Отражена сумма НДС*
|
702
|
643
|
199,60
|
* НДС не корректируют, так как нет возврата «лишне уплаченной» суммы НДС.
| ||||
5
|
Произведен зачет задолженностей
|
681
|
361
|
1197,60
|
6
|
Списан остаток задолженности (основание — бухсправка)
|
681
|
719
|
2,40
|
949
|
643
|
0,40
| ||
У покупателя
| ||||
1
|
Перечислена предоплата за товар
|
371
|
311
|
1200,00
|
2
|
Отражено право на налоговый кредит по зарегистрированной налоговой накладной
|
641
|
644
|
200,00
|
3
|
Получены товары от поставщика
|
281
|
631
|
998,00
|
4
|
Отражены расчеты по НДС
|
644
|
631
|
199,60
|
5
|
Произведен зачет задолженностей
|
631
|
371
|
1197,60
|
6
|
Списан остаток задолженности
|
949
|
371
|
2,40
|
7
|
Откорректирован налоговый кредит («сторно»)
|
641
|
644
|
0,40
|
Данные акта / налоговой накладной
|
Без НДС
|
НДС
|
Общая сумма с НДС
|
Суммы, указанные в акте, грн.
|
387,30
|
77,45
|
464,75
|
Суммы, указанные в налоговой накладной, грн.
|
387,29
|
77,46
|
464,75
|
№
п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Бухгалтерский учет
|
Сумма,
грн.
| |
дебет
|
кредит
| |||
1
|
Подписан акт выполненных работ
|
93
|
63
|
387,30
|
2
|
Отражено право на налоговый кредит (налоговая накладная еще не получена)
|
644/1
|
63
|
77,45
|
3
|
Получена налоговая накладная
|
641
|
644/1
|
77,46
|
4
|
Списан остаток задолженности
|
644/1
|
719
|
0,01
|
Акт vs налоговая накладная
Еще одна «вариация на тему». При составлении акта в нем на 1 копейку из-за округлений занизили сумму НДС. В налоговой накладной сумма НДС указана правильно. Общая сумма с НДС совпадает. Куда покупателю девать эту копейку и действительна ли налоговая накладная?
Для наглядности покажем ситуацию на цифрах.
Вероятнее всего, такая ситуация связана с тем, что сумму НДС считали «обратным» путем (от общей суммы с НДС).

** О проблемах «копеек» в налоговых накладных мы писали в статье «Округляем показатели в налоговой накладной: теория и практика» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 17).
Что здесь сказать... Если бы суммы НДС (пусть даже с погрешностью в 1 копейку) были одинаковыми в налоговой накладной и акте, то на такую разницу можно вообще «закрыть глаза». Провели бы все в учете, как указано в акте. Доначислить с этой суммы проверяющие вряд ли что-то смогут. Но в нашей ситуации суммы НДС в акте и налоговой накладной не совпадают
. В идеале, конечно, лучше попросить контрагента заменить акт. Но не всегда это возможно.

Если с актом номер не пройдет, тогда самый простой вариант — разнести суммы (на расходы и расчеты с поставщиком) по акту (первичному документу на операцию). А сумму налогового кредита показать на основании налоговой накладной (ведь именно этот документ подтверждает право на налоговый кредит). В итоге у нас останется расхождение в сумме НДС на 1 копейку. Поскольку сумма является несущественной, ее можно списать в Кт субсчета 719.
Но это не единственный вариант действий. По большому счету провести в учете суммы можно и по налоговой накладной (а в бухсправке пояснить причину расхождения с актом).
А что с действительностью самой налоговой накладной? Ошибка в базе обложения НДС не является существенной (не мешает идентификации операций). Поэтому претензий здесь быть не должно (последний абзац п. 201.10 НКУ).
Подписаться на «Бухгалтер911»
Немає коментарів:
Дописати коментар