середа, 4 квітня 2018 р.

Регистрируем РК: «дубль №...»

Автор : Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP, m.kazanova@buhgalter911.com

Проблемы с регистрацией расчетов корректировки (РК) к налоговым накладным (НН) появились более месяца назад. И вот теперь стало понятно, что налоговики действительно меняют свой подход к заполнению табличной части (раздела Б) РК. Появилась и обновленная консультация в категории 101.15 ЗІР с «рецептами», как по-новому теперь с помощью РК поменять цену, количество. Сегодня обсудим эту консультацию и другие моменты, связанные с регистрацией РК «по-новому».
«Разрешенные» типы причин в РК. Прежде чем перейти к разъяснениям фискалов в отношении заполнения РК, обратим внимание на такой момент. Из квитанций, которые плательщики НДС стали получать после отправки РК на регистрацию, стало понятно, что ГФСУ решила «унифицировать» типы причин корректировки, которые могут указываться в гр. 2 РК. Расчет корректировки проходит регистрацию, только если причина регистрации РК соответствует «разрешенным» типам причины.
Пока таких «разрешенных» причин 7. При этом подчеркнем, что ни одним нормативным документом не определено, какие именно причины корректировки нужно указывать в гр. 2 РК. ГФСУ их самовольно «узаконила» в программном обеспечении:

— «Зміна кількості»;
— «Зміна ціни»;
— «Зміна номенклатури»;
— «Повернення товару або авансових платежів»;
— «Зменшення обсягу при нульовій кількості»;
— «Зменшення кількості при нульовому обягу»;
— «Усунення неоднозначностей».
На сегодняшний день РК пропускаются на регистрацию только с этими типами причин. При этом не понятно: этот «список» окончательный или еще будет дополняться.

Любые другие формулировки причин больше не проходят.

РК на возврат товаров/авансов. Здесь нужно рассмотреть 2 варианта. Если это 100 % возврат товаров/авансов. В этом случае корректировку проводим одной строкой, а в качестве причины корректировки (гр. 2 РК) указываем «Повернення товару або авансових платежів». Без кавычек!
Причину корректировки указываем дословно. Несмотря на то, что, к примеру, происходит возврат товара (возврата аванса у нас нет), в гр. 2 указываем «Повернення товару або авансових платежів», т. е. не сокращаем причину корректировки!
В гр. 1 РК «№ з/п рядка податкової накладної, що коригується» указываем номер строки, который указан в НН (под которым значился возвращаемый товар). Например, НН была заполнена так.
НН
1
2
<…>
6
7
8
9
10
1
Товар А
5
20,00
20
100,00
2
Товар Б
6
50,00
20
300,00
Пример 1. Предположим, покупатель нам полностью возвращает товар Б. Тогда РК мы заполняем так.
1
2
3
4-6
7
8
9
10
11
12
13
14
2
Повернення товару або авансових платежів
Товар Б
<…>
-6
50,00
20
-300,00
Если происходит частичный возврат товаров/авансов. В этом случае в РК нужно заполнять двестроки:
— первой строкой со знаком «-» полностью снять старую позицию (снять старое количество). В гр. 1 РК при этом указываем точно такой же номер строки, как был в НН;
— второй строкой указать верное количество (то, что после возврата остается покупателю, — «оставшуюся» часть). При этом в гр. 1 РК указываем новый порядковый номер, которого не было в НН и РК (если к этой НН уже составлялись РК и добавлялись новые строки).
В качестве причины корректировки в каждой строке РК указываем «Зміна кількості» (без кавычек).
Пример 2. Возьмем нашу НН и предположим, что возвращено было только 2 единицы товара Б. В этом случае РК заполняем так:
1
2
3
4-6
7
8
9
10
11
12
13
14
2
Зміна кількості
Товар Б
<…>
-6
50,00
20
-300,00
3
Зміна кількості
Товар Б
4
50,00
20
200,00
Аналогично поступаем, если происходит частичный возврат аванса (корректируем все в две строки, указывая в гр. 2 — «Зміна кількості»).
РК на изменение цены. Изменение цены теперь тоже нужно корректировать двумя строками:
— первой строкой со знаком «-» полностью обнулить строку НН со старой ценой;
— второй строкой добавить строку с новой (правильной) ценой. Но уже с новым порядковым номером в гр. 1 РК, которого не было в НН/РК.
В качестве причины корректировки указываем «Зміна ціни» .
Причем обратите внимание: фискалы в консультации из ЗІР говорят, что гр. 7 и 8 в этом случае не заполняем, а заполняем гр. 9 и 10.

В первой строке в гр. 9 указываем с «-» старую цену (из гр. 7 НН), во второй строке в гр. 9 указываем новую цену.

Пример 3. Возьмем нашу НН и предположим, что на товар «А» поменялась цена (цену увеличили до 25 грн. за единицу (без учета НДС)). При этом предположим, что предыдущим РК мы уже частично вернули товар Б (см. пример 2).
1
2
3
4-6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
Зміна ціни
Товар А
<…>
Не заполняем
-20,00
5
20
-100,00
4
Зміна ціни
Товар А
25,00
5
20
125,00
Новую строку мы добавили под порядковым номером «4», так как позиция «3» у нас уже есть в РК к этой же НН (см. пример 2).
Одновременное изменение цены и количества. В этом случае, по разъяснениям фискалов, РК составляем так же, как на смену номенклатуры. То есть опять же корректировку проводим в две строки:
— первой строкой со знаком «-» полностью отминусовываем строку НН со старым количеством/ценой;
— второй строкой добавляем эту же позицию, но уже с правильным количеством/ценой (в гр. 1 РК при этом указываем новый порядковый номер, которого не было в НН).
В гр. 2 каждой строки РК указываем «Зміна номенклатури»*.
* Пример заполнения РК для этого случая см. в статье «Проблемные корректировки: почему снова не регистрируются РК?» (журнал «Бухгалтер 911» 2018, № 11).
РК к «ошибочной» НН. Рассмотрим случай, когда НН составили по ошибке и теперь ее нужно «обнулить» РК. Раньше в этом случае в РК мы использовали причину корректировки «Виправлення помилки». Но среди нового перечня «разрешенных» причин такой причины нет.
При этом пока не понятно — фискалы решили отказаться от этой причины корректировки вовсе или она еще будет добавлена позже. К примеру, в одной из «свежих» консультаций в ЗІР, посвященной исправлению ошибок в ИНН покупателя, при заполнении «аннулирующего» РК фискалы рекомендовали использовать причину «Виправлення помилки» .
То ли эта консультация не актуальна, то ли эта причина все же будет включена фискалами в список разрешенных — пока не понятно. Но сейчас с такой причиной корректировки РК регистрацию не проходит.
Если нужно полностью «обнулить» НН, РК проходит регистрацию с типом причины «Повернення товару або авансових платежів».
При этом рекомендуем для перестраховки от последующих нападок налоговиков изначально отправить РК с типом причины «Виправлення помилки» и сохранить квитанцию с отказом в регистрации РК с обоснованием, что в РК указана недопустимая причина корректировки.

Мол, мы сначала пробовали сделать все правильно, но получили отказ. Поэтому пришлось «выкручиваться» с использованием причины «Повернення товару або авансових платежів».

Причины — «загадки». Обратим внимание и на новые причины корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості», «Зменшення кількості при нульовому обсягу», «Усунення неоднозначностей». Для каких случаев они предназначены — пока не совсем понятно.
По идее, первую причину нужно указывать, например, если нужно откорректировать итоговую, «самосводную» НН. А вторую — при корректировке, к примеру, НН на бесплатную поставку.
Третья причина — вообще загадка. Многие пытались ее использовать, чтобы «аннулировать» ошибочную НН. Но судя из квитанции, такая причина может указываться в РК к НН, которые составлены до 15.03.2018 г. Почему именно до этой даты — не понятно.
РК-проблемы. Пока остаются нерешенными вопросы, как составить РК к НН:
1) которая уже ранее корректировалась (например, ранее менялась цена и к НН уже составлялся РК, а теперь нужно составить РК на возврат). В этом случае система то не видит, что предыдущим РК уже скорректировали цену, то «задваивает» количество. Фискалы еще донастраивают программное обеспечение под этот случай корректировки;
2) в которой раньше не была заполнена графа «№ з/п» или не было кода УКТ ВЭД / кода услуги, поскольку на то время (когда составлялась НН) эти реквизиты не были обязательными для заполнения.

Немає коментарів:

Дописати коментар