пʼятниця, 20 січня 2017 р.

Неоформленные работники: возможные риски и способы их уменьшения

декабрь 2011
Тема неоформленных работников и зарплат в конвертах является одной из активно обсуждаемых, поскольку сопровождается системными попытками контролирующих органов бороться с таким явлением.

О возможных рисках
В первую очередь это привлечение работодателя к ответственности, в том числе уголовной.
Итак, административная ответственность наступает за нарушение трудового законодательства, в том числе незаключение трудового договора с работником, согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде штрафа от 30 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (510-1700 грн.).

Также ст. 163-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлена ответственность за неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц: неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (34-51 грн.).
Уголовная ответственность установлена статьей 172 Уголовного кодекса Украины за незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде в виде штрафа до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (850 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до двух лет. При этом понятие «грубое нарушение законодательства о труде» является оценочным понятием и определяется судом. На практике правоохранительные органы под таким грубым нарушением законодательства о труде и понимают неоформление трудовых отношений с работниками.
Доначисление налогов, а именно установление факта трудовых отношений и выплат зарплаты неоформленному работнику влечет за собой последующее доначисление налога с доходов физического лица и связанных с этим штрафных санкций. Согласно статье 127 Налогового кодекса Украины, неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика, влечет за собой штраф в размере 25% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет. Более того, те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, – это уже штраф в размере 50% от суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет. В третий раз и больше в течение того же периода описанные действия влекут за собой наложение штрафа в размере 75% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет. К тому же, за весь период неуплаты НДФЛ (налог с доходов физических лиц) налоговым агентом с момента наступления срока его уплаты до момента погашения начисляется пеня из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ.
Кроме «прямой» ответственности, Налоговым кодексом Украины предусмотрена также ответственность, косвенно связанная с неоформленными работниками, за:
– нарушение порядка подачи информации о физических лицах для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков в виде штрафа в размере 85 гривен (при повторном нарушении – 170 гривен) (п. 119.1 ст. 119 НК Украины);
– нарушение сроков подачи, подача не в полном объеме, с недостоверными данными или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного из них налога в виде штрафа в размере 510 гривен (при повторном нарушении – 1020 гривен) (п. 119.2 ст. 119 НК Украины);
– неподачу или несвоевременную подачу налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов) в виде штрафа в размере 170 гривен (при повторном нарушении – 1020 гривен) (п. 120.1 ст. 120 НК Украины);
– неподачу налогоплательщиком – физическим лицом декларации или включение в нее перекрученных (недостоверных) данных о суммах полученных доходов, понесенных расходов и, если такие действия плательщика привели к занижению суммы налогооблагаемого дохода, в виде штрафа в размере 25% от разницы между заниженной суммой налогового обязательства и суммой, определенной налоговым органом (п. 120.1.1. ст. 120 НК Украины).

Особенности для ФЛП на едином налоге

От предпринимателя на едином налоге за каждого неоформленного работника потребуют доплатить 50% ставки единого налога за все месяцы их работы. Документы, связанные с трудоустройством работников у ФЛП (Справка о трудовых отношениях с плательщиком единого налога, трудовой договор, если работник причастен к продажам товаров также Книга учета доходов и расходов по форме № 10), также необходимо будет оформить.
Если неоформленный работник окажется 11-м, то такое нарушение влечет за собой обязанность предпринимателя – плательщика единого налога перейти на общую систему налогообложения.
За нерегистрацию и, как следствие, неведение учета в Книге формы №10 возможно административное взыскание по ст. 164-1 Кодекса Украины об административных правонарушений – предупреждение или штраф в размере от 51 до 136 грн., а в случае повторного нарушения на протяжении года – штраф от 85 до 136 грн.

Конфликт с работником, или конфликтный работник
Важно обратить внимание, что к возможным рискам, часто непрогнозируемым, следует отнести и конфликты с неоформленными работниками. Жалоба такого работника о неоформленных трудовых отношениях либо зарплате в конверте контролирующим, в том числе правоохранительным органам, является достаточным основанием для проверки. Работодатель, к сожалению, не защищен и от надуманных жалоб. Факты и доказательства общения неоформленного сотрудника с поставщиками и клиентами, наличие каких-либо административно-распорядительных документов, содержащих его подпись либо фамилию (например, письма, служебные записки, докладные, отчеты, внутренние распоряжения, письменные документы с резолюцией руководителя, Журнал регистрации на проходной) могут быть использованы как подтверждение трудовых отношений. В конфликтной ситуации их наличие, более того, у такого работника, будет малоприятным сюрпризом. В этом случае оспаривать факт наличия трудовых отношений будет сложно. Поэтому соблюдение принципа «все работники должны быть трудоустроены» в какой-то степени становится одним их необходимых защитных механизмов в отношениях с персоналом и проверяющими органами.
Как быть, если трудоустроить работника нет возможности (в том числе, если работник сам не хочет, просит не оформлять трудоустройство, не определена перспектива сотрудничества с ним)? Увы, заключение со всеми гражданско-правовых договоров выходом из этой ситуации не будет. Органы государственной налоговой службы заняли активную позицию, что отношения по такому договору приравниваются к трудовым (исключений из этого очень немного). Поэтому их использование возможно в единичных случаях.
Следует напомнить, что испытательный срок – это также трудовые отношения. Важными акцентами при принятии решения будут следующие: подлежат обязательному трудоустройству работники, принимающие наличные платежи, а также те, обязанности которых включают административно-распорядительные функции либо активное общение, переписку и/или расчеты с поставщиками, клиентами.


ЮЦ «Прецедент» precedent-94.dp.ua

Немає коментарів:

Дописати коментар