03.06.2015
Опасность всеобщей РРОтизации взволновала физлиц-предпринимателей не на шутку. Сразу же коллективный разум начал вырабатывать варианты законного избавления от РРОшного ига. Мы тоже решили внести свой посильный вклад в это благое дело и предложить вам свои рецепты.
По информации Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, вскоре в РРО-тиски могут попасть 250 тыс. ФЛП-единоналожников третьей группы и 50 тыс. — второй. О сроках их перехода на использование РРО, а также о том, какие шаги им следует предпринять, чтобы все прошло без сучка, без задоринки, мы рассказывали в статье «Разрешите представиться! РРО, спутник ФЛП-единоналожника».
Понравилось то, что там написано? Ой, вряд ли...
Тогда читайте, как этого безобразия можно избежать.
0. «Нулевой вариант»
Сильно рассчитывать на него не стоит, но знать о нем будет не лишним. Речь идет о законопроекте от 13.01.2015 г. № 1718. В нем, среди прочего, предлагается предоставить право ФЛП — плательщикам единого налога первой–третьей групп не применять регистраторы расчетных операций. Иначе говоря, парламентарии хотят вернуть РРОшное законодательство в этой части к тому состоянию, которое было до проведения налоговой реформы. Аналогичные нормы содержатся и в законопроекте от 20.03.2015 г. № 2444.
Задумки обоих законопроектов, безусловно, хороши — их принятие снизит давление на малый бизнес и успокоит предпринимательскую общественность. Но вот только надежды на это пока слишком слабые — оба документа не выносились даже на первое чтение. Поэтому имеет смысл пройтись по более реалистичным вариантам ухода от РРО.
1. «Обезналичивание»
Абсолютно законный способ избавиться от обязанности установить кассовый аппарат — перевести все расчеты в безналичную форму. К сожалению, если вы продаете товары или предоставляете услуги населению, он подойдет далеко не всегда. Но если ваши контрагенты преимущественно юридические лица (или предприниматели, имеющие банковские счета), полагаем, с ними вы сможете договориться. И если они станут перечислять вам денежные средства в безналичной форме со своих текущих счетов — РРО вам будет ни к чему.
Кстати, вариант «обезналичивания» срабатывает даже при получении налички от обычного физлица. Но для этого ему придется внести деньги в кассу банка для зачисления на ваш текущий счет. Тогда такие наличные средства для вас будут иметь статус безналичных. Об этом прямо сказано в п. 2.5 Положения № 637.
Но обратите внимание: в соответствии со ст. 3 Закона об РРО прием платежных карт требует использования РРО. Следовательно, перевод всех продаж исключительно на карточные расчеты от РРО все равно не спасает!
2. «Отерминаливание»
Нет, речь не об установке POS-терминалов для приема платежных карт, ибо мы только что сказали, что их наличие ничего не решит. Здесь мы подразумеваем установку в вашем помещении так называемого программно-технического комплекса самообслуживания (ПТКС). В простонародье такие устройства тоже называют терминалами, но мы имеем в виду не «айбоксы», а терминалы, принадлежащие какому-либо из банков. Тогда такой терминал, по нашему твердому убеждению, выпадает из сферы влияния ст. 3 Закона об РРО, которая обязывает «фискализироваться» субъектов хозяйствования, осуществляющих операции по приему наличных для их дальнейшего перевода. В то же время банковские услуги согласно п. 2 ст. 9 этого Закона освобождены от РРО. Вот их-то вам и будет оказывать банковский терминал, точнее говоря, банк с помощью своего терминала.
Вариант, скажем честно, достаточно скользкий, пока нет однозначной практики в этом деле, а имеющиеся разъяснения налоговиков (см. консультации в категориях 109.11 и 109.16 ЗІР) стригут все терминалы под одну гребенку. Причем, судя по всему, они обязывают выдавать фискальный чек не владельца терминала, а получателя денежных средств. Во всяком случае, этот вывод на сегодня прослеживается из письма ГФСУ от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17.
Но как только контролеры разберутся с тем, что только терминалы коммерческих агентов банков, через которые происходит прием наличных для их зачисления на счет получателя, должны обрести статус регистратора расчетных операций и сами выдавать фискальный чек, а получатели таких средств тут вообще не при делах, этот вариант ухода от РРО может получить довольно широкое распространение.
3. «Внереализационка»
Идея этого варианта в том, что при приеме наличных по операциям, которые не связаны с реализацией товаров/услуг (так называемые внереализационные поступления наличных средств), РРО можно не применять. Например, при возврате подотчетных сумм или займа (см. разъяснение в категории 109.03 ЗІР).
Более того, к внереализационным поступлениям относятся также платежи за предоставленное в лизинг (аренду) имущество. А это при буквальном прочтении означает, что ФЛП-арендодатели могли бы в принципе РРО и не применять, если других операций по продаже товаров/предоставлению услуг за наличные/по карточкам у них нет.
К сожалению, налоговики на сегодня считают иначе — в том же разъяснении они высказались за обязательное применение РРО при получении арендной платы. Подробно о фискальном подходе контролеров и нашими контраргументами, позволяющими отстоять арендодателям свою безРРОшность, читайте в статье «Нужен ли РРО при аренде? Спросите лучше у Гидрометцентра».
4. «Миграция»
Чем бы в дальнейшем не закончились попытки РРОтизировать предпринимателей-единоналожников, на сегодня четко можно сказать, что первогруппники такой участи избежали. Отсюда напрашивается такой способ легального ухода от РРО: если вас угораздило работать в группах 2 или 3, проанализируйте свою деятельность под углом ограничений, выдвигаемых к первогруппникам п.п. 1 п. 291.4 НКУ. Вдруг вам удастся уложиться в прокрустово ложе этого подпункта.
Естественно, мигрировать на рынки мы вам не советуем. Наше предложение — миграция в группу 1 — годится для тех ФЛП, которые предоставляют бытовые услуги населению. Если мешает сумма дохода или наличие наемных работников — рассмотрите возможность дробления своей деятельности путем дополнительной регистрации ФЛП-единоналожников из числа тех же «наемников» (разумеется, при наличии должной степени доверия между вами).
5. «Перепрофилирование»
Идем дальше. Продолжать работать без РРО получат право также плательщики единого налога групп 2 и 3 (начиная с определенного НКУ для каждой группы срока), которые будут осуществлять деятельность на рынках или продавать товары мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети. Может быть, это станет для вас выходом? Рынки опять выведем за скобки — все предприниматели не смогут уйти под крыло рыночной торговли. Но вот перепрофилировать свою деятельность так, чтобы торговать с автолавок, автокафе, авторазвозок, автоцистерн, разносок, лотков, столиков и т. п. (т. е. через средства передвижной сети), полагаем, отдельным из вас вполне удастся. Да еще и на аренде торгового помещения сэкономите.
6. «Перерождение»
Довольно оригинальный вариант, но он может спасти тех ФЛП, которыеторгуют продукцией собственного производства. Если вы — один из них, предлагаем вам «переродиться» в юрлицо-единоналожника. Тогда право не применять кассовый аппарат вам предоставит п. 1 ст. 9 Закона об РРО, который, к сожалению, подходит к этому праву избирательно: предприятиям — дает, предпринимателям — нет.
Не станем утверждать, что вести свой бизнес через юридическое лицо у вас выйдет так же легко, как сейчас через ФЛП, но попытка — не пытка. А вдруг кто-то и решится на столь радикальный шаг. Только прикиньте все, пожалуйста, заранее...
7. «Орабочивание» услуг
Как известно, ныне действующая редакция п. 1 ст. 9 Закона об РРО не содержит больше освобождения от РРО для субъектов хозяйствования, оказывающих услуги. Правда, такое освобождение и ранее не работало для ФЛП, а распространялось только на юрлиц, которые должны были выписывать приходные и расходные кассовые ордера. Ну да ладно, сейчас не об этом...
А о чем тогда? — спросите вы. О том, чтобы разобраться в истинной сути вашей деятельности — вы действительно оказываете услуги в чистом виде или все же выполняете работы? Тогда Закон об РРО вас вообще не касается!
Пока не будем в рамках этой статьи копать глубже — ведь отличить услугу от работы не так-то просто. Но намек, надеемся, вы поняли. А если потребуется практическая помощь, обещаем вернуться к этой теме в отдельной статье.
8. «Девяти-десятистатейное»
Выше уже упоминались некоторые возможности уйти от кассовых аппаратов, прямо предусмотренные ст. 9 Закона об РРО. Пробегитесь по ней внимательно еще разок. Некоторые ФЛП, мы уверены, найдут в ней для себя что-нибудь по вкусу. Например, автобусные перевозчики, которые сейчас сильно обеспокоены тем, что с 01.07.2015 г./01.01.2016 г. им придется покупать РРО на каждую маршрутку. Так вот, это не так, ибо п. 4 этой статьи освобождает вас от такой напасти, если на автомобильном транспорте выдавать пассажирам талоны, квитанции, билеты с нанесенными типографским способом серией, номером и номинальной стоимостью.
А есть еще ст. 10 Закона об РРО, к которой привязан Перечень № 1336. При реализации указанных в нем товаров (работ, услуг) можно принимать оплату без РРО. Но в этом случае освобождение «не чистое». Вместо РРО придется применять расчетные книжки и книги учета расчетных операций на хозяйственную единицу, которые регистрируют в ГНИ по основному месту учета. В общем, проработайте и указанный Перечень — лишним это уж точно не будет.
Ладно, на сегодня пока хватит. Хотя есть варианты и похитрее (скажем, с использованием договоров поручения или комиссии), но вам для первого раза этого вполне достаточно. А если законодатели не одумаются и не введут «нулевой вариант» (см. выше), непременно продолжим разговор. Давайте переживать неприятности по мере их поступления.
Елена Лозовая, консультант
Использованные документы
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.
Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.
Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.
Немає коментарів:
Дописати коментар