середа, 7 вересня 2016 р.

Сроки выездной проверки: по графику работы налогоплательщика

07.09.16
Автор: Кравченко Дарья, Децюра Сергей
В комментируемом письме ГФСУ рассмотрела два вопроса.
1. Возможность проведения повторных проверокТут контролеры напомнили, что они вправе провести внеплановую проверку, в частности если налогоплательщик подаст уточняющий расчет (УР) за период, который уже проверялся контролерами ( п.п. 78.1.3 НКУ).
При этом налоговики предупреждают: НКУ не ограничивает круг вопросов, в том числе полноты начисления и уплаты других налогов и сборов, которые могут быть предметом такой проверки.
Это значит, что у налогоплательщика могут провести проверку не только декларации, к которой подан УР, но и «захватить» также другие периоды и другие налоги/сборы.
Заметим: в п. 50.3 НКУ, который в данном случае дает право контролерам провести проверку, речь идет о проверке только уточняемогопериода.
Однако в ст. 78 НКУ, которая регулирует порядок проведения внеплановых проверок, таких ограничений нет. Выходить за рамки вопроса, ставшего основанием для проведения проверки, налоговики не могут только:
• когда налогоплательщик подал возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение ( п.п. 78.1.5 НКУ);
• если ими получена информация об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплат наемным лицам ( п.п. 78.1.12 НКУ);
• если контролеры получили отчет о контролируемых операциях ( п.п. 78.1.16 НКУ).
Да еще им запрещено проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены при предыдущих проверках плательщика ( п. 78.2 НКУ). Вот, в принципе, и все ограничения.
2. Определение сроков выездной проверки. Согласно ст. 82 НКУ продолжительность такой проверки исчисляется в рабочих днях и зависит от типа проверки и категории налогоплательщика.
К сожалению, в законодательных актах Украины не прописано, что следует понимать под такими понятиями, как «рабочий день» и «рабочее время».
В то же время ст. 52 КЗоТ говорит об установлении для работников 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями.
Пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и продолжительностью рабочего времени в неделю в количестве 40 часов (но только для госслужащих) предусматривает и ст. 56 Закона Украины от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе».
Поэтому, в общем случае, ГФСУ рекомендует при принятии решения о назначении проверки и принятии приказа о ее проведении ориентироваться именно на этот срок (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
Но! Не стоит забывать, что КЗоТ предусматривает возможность ( ст. 50 КЗоТ):
• установления на предприятиях другого режима работы (например, двух- или трехдневные рабочие недели);
• уменьшения нормы продолжительности рабочего времени.
В таком случае проверяющие должны принять это во внимание. То есть продолжительность проверки они обязаны определить в рабочих днях с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.
Ведь одной из обязанностей налоговиков при выполнении возложенных на них функций является недопущение нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, предприятий ( п. 21.1 НКУ).
Более того, если контролеры не могут попасть на предприятие и провести выездную проверку (это не позволяет сделать график работы предприятия), то:
• это не может стать основанием для составления актов о недопуске должностных лиц к проведению проверки;
• существует возможность предоставить документы должностным лицам контролирующего органа не по местонахождению налогоплательщика, а по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка ( ст. 75 НКУ).

Немає коментарів:

Дописати коментар