четвер, 2 червня 2016 р.

Запросы от фискалов «в стиле ретро» (почему не совпадают НДСные и «прибыльные» показатели)


    
   

  
   После представления деклараций по налогу на прибыль за 2015 год участились запросы от налоговиков с требованием пояснить расхождения показателей декларации по налогу на прибыль и деклараций по НДС, представленных за соответствующие налоговые периоды. Как вести себя плательщикам при получении таких запросов и какие могут быть фискальные последствия?
  
   Павленко Алексей, налоговый эксперт
  
   Вначале напомним: с подробным материалом, касающимся разнообразных запросов, которыми фискалы регулярно забрасывают плательщиков, вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19. С тех пор в этой части в законодательстве изменилось не так уж много, и большинство из изложенного в той статье актуально по сей день. Потому тех читателей, кто желает познать «все тонкости» работы с указанными запросами, отсылаем к этой публикации.
  
   А перед нами сегодня стоит более узкая задача.
  
   

Оцениваем ситуацию


  
   Получен запрос от фискалов, суть которого в том, чтобы вы пояснили нестыковку показателей декларации по налогу на прибыль с декларациями по НДС.
  
   Понятно, что ситуация эта не очень «адекватная» — о причинах см. далее в статье.
  
   Итак, сначала вы «тестируете» полученный запрос на его соответствие всем нормативным требованиям, к таким запросам предъявляемым.

   Обратите внимание, что требования к подобного рода запросам содержатся в п. 73.3 НКУ, а также в Порядке № 1245. Кроме того, полезным может быть разъяснение на эту тему в письме ГФСУ от 11.11.2015 г. № 24065/6/99-99-22-04-02-15.
  
   Запрос должен быть оформлен только в письменной форме (на бланке соответствующего органа ГФС) либо в электронной форме при условии наложения налоговиками ЭЦП (п. 9 Порядка № 1245). Если от фискалов поступит устный запрос (в том числе по телефону), его можно попросту проигнорировать.
  
   Запрос должен быть подписан руководителем или заместителем соответствующего органа ГФС и скреплен печатью.
  
   Кроме этих условий, есть определенные требования и к содержанию запроса.
  
   
В запросе должны быть указаны основания для его направления и информация, которая их подтверждает

  
   То есть, во-первых, там должна быть ссылка на упомянутый п. 73.3 НКУ с указанием конкретного или нескольких из приведенных там законодателями оснований для запроса.
  
   Из перечисленных в п. 73.3 НКУ шести видов таких оснований к нашей ситуации (да и то — с натяжкой) может подойти только основание из п.п. 1 или 3.
  
   Первое из них — это выявление контролирующим органом фактов нарушения налогового законодательства, а второе — выявление недостоверных данных, содержащихся в представленных плательщиком налоговых декларациях.
  
   Ну а во-вторых, и та и другая причина требуют предоставления в запросе конкретной информации, которая подтверждает осуществление фискалами таких выявлений (нарушений и/или недостоверных данных в налоговых декларациях). Потому одного подозрения фискалов («а вдруг что-то у вас там не так!») для формирования запроса не достаточно.
  
   Заметим, что начиная с 01.01.2015 г. (после внесения изменений Законом № 71 в п. 73.3 НКУ) фискалы должны фиксировать в запросе конкретные нарушения, т. е. с этой даты они уже не могут формально ссылаться в запросе на возможные нарушения. Это подтверждается и в письме ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-14. В нем сказано, что в запросе должны указываться факты нарушений с приведением нарушенных норм законодательства и/или сведения, являющиеся источником информации о конкретных фактах нарушений законодательства и подтверждающие основания для направления запроса (например, данные ЕРНН, деклараций и приложений к ним, другая информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа).
  
   В то же время налоговиков это никогда особо не останавливало. В некоторых случаях они, чтобы «вписаться в 73.3», просто без каких-либо конкретных фактов указывают в запросе, что декларации плательщика содержат искаженные данные, а потому, мол, требуем пояснения расхождений.
  
   Иногда налоговики просто ссылаются на п.п. 72.1.1.3 НКУ. По мнению некоторых из них, названный подпункт дает право на получение любой информации о финансово-хозяйственной деятельности (разумеется, это не так). А например, в подобном запросе, оформленномписьмом Запорожской ОГНИ ГУ ГФС в Запорожской обл. от 06.04.2016 г. № 974/10/08-29-12-02-12, налоговики вообще ссылаются на ст. 21 НКУ (?!..).
  
   Кстати, в этом запросе фискалы требуют от плательщика представить пояснения НДСно-прибыльных расхождений «в кратчайший срок», да еще и «с расшифровкой сумм и контрагентов (!), по операциям, с которыми возникло существующее расхождение и которые не были включены в задекларированный объем дохода в декларации по налогу на прибыль за 2015 год»…
  
   Помимо информации/расшифровок/пояснений, фискалы могут в запросе затребовать от вас также и определенные документы (а точнее, удостоверенные копии документов, а не оригиналы — см. п.п. 20.1.2 НКУ), подтверждающие требуемую от вас информацию. При этом заметим, что согласно п. 10 Порядка № 1245 документы должны востребоваться только «в случае необходимости».
  
   В п. 73.3 НКУ содержится специальная оговорка:
  
   
если запрос составлен с нарушением, плательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос

  
   Ему вторит и п. 16 Порядка № 1245.
  
   Теперь перейдем к вариантам реагирования плательщика при получении им от фискалов так называемых запросов.
  
   

Варианты поведения плательщика


  
   После тестирования полученного запроса на соответствие НКУ, в зависимости от своего к нему отношения, определитесь с поведением. Тут возможны варианты.
  
   Игнорирование. Просто не отвечаете на запрос.
  
   «Расстыковка». Отсылаете отказ на запрос налоговиков, ссылаясь в нем на то, что запрос составлен с нарушением требований, изложенных в п. 73.3 НКУ, при этом четко указывайте, какие требования нарушены.
  
   Как правило, запросы «о нестыковке» «прибыльных» и «НДСных» показателей не соответствуют требованиям, предъявляемым этой нормой к запросам. Если фискалы не выявили каких-то явных «косяков» в декларациях, то такой запрос «шит белыми нитками». Ведь основные принципы исчисления налога на прибыль и НДС (в том числе моменты отражения дохода в бухучете и возникновения НО по НДС) настолько различны, что вести речь о сопоставимости показателей деклараций по этим налогам можно лишь в очень редких случаях, которые являются исключением из правила. А потому такой запрос, как правило, не сможет вписаться в требования п. 73.3 НКУ.
  
   Кроме того, в вашем отказе, которым будет «свинчиваться» запрос, необходимо сослаться на соответствующий абзац того же п. 73.3 НКУ и на п. 16 Порядка № 1245, которые предусматривают такое поведение плательщика (пример части текста такого отказа см. в упомянутой публикации из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19).
  
   Формальная отписка. Первые два варианта поведения в отношении запроса могут привести к тому, что придется бодаться с фискалами «по-взрослому». Если вы не сторонник портить отношения с ними и не желаете увидеть в скором времени у себя их с внеплановой проверкой, то лучше отправить на такой запрос хотя бы формальную отписку, примерный текст которой приводим ниже.
  
   На ваш запрос (исх. № ___ от __. __.2016 г.) о предоставлении разъяснения причин расхождений между объемами реализации согласно налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость и декларации(ям) по налогу на прибыль за 2015 год поясняем, что показатели этих деклараций не являются сопоставимыми в силу разных методологий, применяемых в НКУ для исчисления этих налогов
  
   Отражаемый по стр. 01 декларации по налогу на прибыль показатель дохода (за вычетом косвенных налогов) определяется по правилам бухгалтерского учета, предусматривающим отражение доходов по методу начисления (п. 8 П(С)БУ 15 «Доход»). В то же время налоговое обязательство по НДС возникает по правилу первого события: при отгрузке товаров (предоставлении услуг) или при получении денежных средств/другой компенсации (п. 187.1 НКУ). Поэтому показатель дохода и другие показатели декларации по налогу на прибыль и не должны быть сопоставимы с объемами поставки и остальными показателями, отражаемыми в декларациях по НДС. 
  
   Вследствие изложенных причин предоставить информацию по вашему запросу не представляется возможным.
  
   Кроме того, можете там же добавить, что база обложения НДС при различных операциях поставки, отражаемая в декларациях по НДС, зачастую может отличаться от суммы дохода, отражаемого по таким операциям в бухгалтерском учете и, соответственно — в декларации(ях) по налогу на прибыль. Поэтому даже при условии, что продажа товаров/услуг происходит только с последующей оплатой, совпадение «доходного» («прибыльного») показателя с «объемными» («НДСными») на практике — отнюдь не частое явление.
  
   Неформальная отписка. Это вариант для самых осторожных. Можете попытаться предоставить в ответ на такой запрос реальные расчеты и пояснения расхождений. Для этого придется выявить все «налоговые», а точнее, «прибыльно-НДСные» разницы, если таковое вообще будет технически возможно в ваших условиях. Придется проанализировать всю дебиторку-кредиторку, все несовпадения НДСной базы с суммой бухучетных доходов и другие возможные отклонения (например, облагаемые НДС «чужие» обороты у посредников, не отражаемые в декларации по НДС доходы, не являющиеся объектом обложения НДС, курсовые разницы и ряд других).
  
   Кроме того, недостаточно будет анализировать операции в рамках только одного года, придется «перелопачивать» и переходящие операции не только с отчетного в следующий год, но и с предшествующего (предшествующих) в отчетный. И если у вас не две хозоперации в год, то вряд ли из этого что-то приличное выйдет, поэтому лучше — см. выше. Тем более, что не стоит потакать фискалам и подпрягаться под никому не нужные «заморочки», лучше — постепенно отучать их от «дурных привычек».
  
   

Срок для ответа


  
   В какой же срок плательщик должен предоставить ответ фискалам на такой запрос? В зависимости от основания, по которому составлен запрос, ответ должен предоставляться в разные сроки.
  
   
Для двух упомянутых выше оснований* для запроса, которые возможны в нашем случае, срок для ответа составляет 10 рабочих дней (п. 14 Порядка № 1245)

  
   * Приведенных в пп. 1 и 3 п. 73.3 НКУ.
  
   Считаем, что 30-дневный срок для ответа, предусмотренный для всех остальных видов запросов, на нашу ситуацию не распространяется.

   По нашему мнению, эти 10 рабочих дней должны отсчитываться начиная с первого рабочего дня, следующего за днем получения запроса. Но мы все же — во избежание проблем с фискалами — советуем начинать отсчет, стартуя с даты получения запроса (подробнее — см. в той же публикации из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19).
  
   

Возможные последствия


  
   В случае непредставления ответа на запрос плательщик может неожиданно накликать гостей, желающих провести у него внеплановую документальную проверку. Потому в таких ситуациях, пожалуй, будет лучше поиграться с налоговиками «в бумажки»…
  
   Фискалы для целей такой проверки обычно опираются на п.п. 78.1.4 НКУ (см. на эту тему также письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5614/6/99-99-22-04-02-15).
  
   Впрочем, чтобы были реальные основания для такой проверки (собственно, как и для запроса), фискалы должны иметь четкие доказательства того, что данные деклараций действительно недостоверны. Потому при отсутствии доказательств вы можете попытаться не допустить налоговиков к проведению проверки, опираясь на п. 81.1 НКУ (утверждая, что направление на проверку выписано без наличия на то оснований). Стоит ли затевать такую «игру», решайте сами.
  
   В то же время напомним, что до конца 2016 года проверки хозсубъектов с объемом дохода до 20 млн грн. могут проводиться только с разрешения Кабмина, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, или по просьбе плательщика (п. 3 разд. ІІ Закона № 71).
  
   Кроме того, на практике все еще бывают случаи, когда фискалы при игнорировании их запросов совершенно незаконно отключают плательщикам «электронку» ☹…
  
   В общем, желаем вам поменьше всяких запросов и проблем.
  
   

Выводы

  • При получении запроса от фискалов вначале оценивайте его на соответствие нормативам, а затем определяйтесь с вариантами своего поведения. Запросы насчет общей нестыковки НДСных и «прибыльных» показателей изначально выглядят весьма сомнительно.

  •    
  • С вариантом (не)реагирования на такой запрос определяйтесь сами (ориентируясь на свои «налоговые расклады»). Это может быть как его игнорирование/формальная отписка, так и попытка исполнить требования фискалов. По нашему мнению, наилучший вариант «поведения» плательщика— это формальная отписка, отправленная в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.

   

Документы статьи

  1. НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2.    
  3. Закон № 71  Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

  4.    
  5. Порядок № 1245  Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245.

  
   
 
 

Немає коментарів:

Дописати коментар