Верховной Радой Украины 28 декабря был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71. Закон был опубликован в «Голосе Украины» № 254 31 декабря и вступил в силу с 01.01.2015.
Рассмотрим, какие новшества ожидают предприятия в новом году в части вопросов НДС.
1. С 01.01.2015 года порог для обязательной регистрации плательщиком НДС увеличен до 1 000 000 грн. (ранее было 300 000 грн.) – п. 181.1. НКУ.
2. База налогообложения, порядок определения которой указан в п. 188.1 НКУ, с 01.01.2015 определяется следующим образом:
Вид операции | База налогообложения (п. 188.1): |
Операции по поставке товаров/услуг
|
не может быть ниже цены приобретения таких товаров / услуг
|
Операции по поставкесамостоятельно изготовленных товаров/услуг
|
не может быть ниже их себестоимости
|
Операции по поставкенеоборотных активов
|
не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов - исходя из обычной цены)
|
Пункт 192.1 теперь говорит, что после поставки товаров/услуг могут проводиться корректировки НК и НО только на основании расчетов корректировки к налоговой накладной, составленной согласно порядку для налоговых накладных, и зарегистрированных в ЕРНН,
Кроме того, предусмотрена выписка расчетов корректировки в случаях исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.
4. В части бюджетного возмещения возможно (как и раньше) возмещение в обычном порядке и автоматическое возмещение.
Для получения обычного возмещения процедуры следующие:
- В течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, контролирующий орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных.
- При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, контролирующий орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.
При этом, начиная с отчетных периодов после 1 июля 2015, года контролирующие органы не будут осуществлять документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленных плательщиками (п. 37 подраздела 2 раздела ХХ НКУ).
С этой же даты приостанавливается действие:
- пп. 78.1.8, которым предусмотрено проведение внеплановой проверки если плательщиком подана декларация, в которой заявлено к бюджетному возмещению или отрицательное значение в размере более 100 тыс. гривен .
- 82.4 в части установления граничного срока проверки по бюджетному возмещению НДС (60 календарных дней),
- 200.11 в части установления сроков внеплановой невыездной проверки,
- 200.14 в части действий контролирующего органа, если в результате проверки выявлены занижение или завышение суммы БВ.
Для получения автоматического возмещения предприятие должно соответствовать определенным критериям. Данные критерии практически не претерпели изменений за исключением критериев, указанных в пп.200.19.3 и 200.19.4.
Критерии по пп. 200.19.3
Критерии 1) и 2) должны соблюдаться одновременно
|
1) -имеют необоротные активы, остаточная балансовая стоимостькоторых на отчетную дату по данным налогового учета превышает в 3 раза сумму налога, заявленную к возмещению,
- или получили сроком на один год от банковского учреждения (перечень определяется КМУ), финансовую гарантию, действующую со дня подачи соответствующей заявки о возврате суммы бюджетного возмещения
2) -удельный объем операций по ставке 0% составляет не менее 40 процентов общего объема поставок за 12 предыдущих последовательных периодов
- или в течение последних 12 календарных месяцев осуществили инвестиции в необоротные активы в размере не менее 3 000 000 грн. Налогоплательщикам, которые получили право на автоматическое бюджетное возмещение исходя из этого критерия (стоимость инвестиций), сумма такого возмещения совокупно не может превышать сумму налога, уплаченную в составе стоимости приобретенных (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию Украины)/построенных необоротных активов независимо от того , были ли они введены в эксплуатацию;
|
Критерии по пп. 200.19.4
|
Не имеют налогового долга
(ранее речь шла о величине расхождений между НК предприятия и НО его контрагентов)
|
5. Электронное администрирование не отменили, а только немного перенесли дату вступления на 01.07.2015 и установили тестовый режим функционирования электронной системы с 01.02.2015 по 30.06.2015 (п. 35 подраздела 2 раздела ХХ).
Самым большим «прорывом» в электронном администрировании является установление возможности возврата переплаты с электронного счета плательщика.
В каких случаях денежные средства зачисляются на электронный счет плательщика (п. 200-1.4) |
1) с собственного текущего счета плательщика в суммах, необходимых для увеличения размера суммы, исчисляемой в соответствии с п. 200-1.3
2) с собственного текущего счета плательщика в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по НДС.
|
В каких случаях денежные средства списываются с электронного счета плательщика (п. 200-1.5) |
1) в государственный бюджет
2) на специальный счет плательщика - сельскохозяйственного предприятия, избравшего спецрежим
3) на текущий счет плательщика налога по его заявлению в размере суммы средств, которая превышает сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств.
|
Механизм возврата суммы переплаты на текущий счет следующий:
1) Налогоплательщик имеет право подать в составе налоговой декларации заявление, согласно которому сумма переплаты подлежит перечислению:
а) или в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по налогу (НДС);
б) или на текущий счет налогоплательщика, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающего сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу.
2) На сумму налога, в соответствии с поданным заявлением подлежащего перечислению в бюджет или на текущий счет плательщика, на момент подачи заявления уменьшается значение суммы налога, определенной пунктом 200-1.3, путем уменьшения на такую сумму показателя SПопРах в системе электронного администрирования.
3) Контролирующий орган направляет в Госказначейство реестр, в котором указываются необходимые реквизиты для зачисления денежных средств на текущий счет плательщика налога.
4) Госказначейство в течение пяти рабочих дней после предельного срока, для самостоятельной уплаты плательщиком сумм налоговых обязательств по НДС, осуществляет такое перечисление в бюджет/на текущий счет плательщика налога.
6. Серьезно изменились положения, касающиеся правил отражения налогового кредита, описанные в ст. 198. Кратко их можно описать так:
Все налоговые накладные должны быть зарегистрированы в ЕРНН – только в этом случае предприятие будет иметь право на НК
|
П.198.6 абз 1
|
«Не відносяться до податкового кредиту суми податку, сплаченого (нарахованого) у зв'язку з придбанням товарів/послуг,
не підтверджені зареєстрованими в Єдиному реєстрі податкових накладних податковими накладними /…/»
|
Право на включение в НК налоговой накладной, даже, если она зарегистрирована в следующем месяце, имеем в месяце получения товаров/услуг
|
П. 198.2 абз 3
|
«Датою виникнення права платника податку на віднесення сум податку до податкового кредиту вважається дата тієї події, що відбулася раніше:
дата списання коштів з банківського рахунка платника податку на оплату товарів/послуг;
дата отримання платником податку товарів/послуг,
|
Если поставщик зарегистрировал НН позже установленного срока, но в течение 180 дней, то имеем право на НК в периоде регистрации НН в ЕРНН
|
П. 198.6 абз.3
|
Суми податку, сплачені (нараховані) у зв’язку з придбанням товарів/послуг, зазначені в податкових накладних, зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних з порушенням терміну реєстрації, відносяться до податкового кредиту за звітний податковий період, в якому зареєстровано податкову накладну в Єдиному реєстрі податкових накладних, але не пізніше:
ніж через 180 календарних днів з дати складення податкової накладної |
Если приобрели товары/услуги, необоротные активы не предназначенные для использования в хоздеятельности
| ||
1) Вся сумма по налоговой накладной включается в НК (т.к. выписка НН происходит в электронном виде)
|
П. 198.3 абз.2, абз.3
|
«Податковий кредит звітного періоду визначається виходячи з договірної (контрактної) вартості товарів/послуг /…/у зв’язку з:
придбанням або виготовленням товарів (у тому числі при їх імпорті) та послуг
придбанням (будівництвом, спорудженням) основних фондів (основних засобів, у тому числі інших необоротних матеріальних активів та незавершених капітальних інвестицій у необоротні капітальні активи), у тому числі при їх імпорті,
|
2)Если приобретенные товары/услуги, необоротные активы изначально не предполагается использовать в хоздеятельности, то для начисления налоговых обязательств:
- не позднее последнего дня отчетного периода выписывается НН
- срок регистрации НН в установленные законодательством сроки , т.е. в течение 15 календарных дней со дня выписки
|
П. 198.5 абз.1
|
«Платник податку зобов’язаний нарахувати податкові зобов’язання виходячи з бази оподаткування, визначеної відповідно до пункту 189.1 статті 189 цього Кодексу та скласти не пізніше останнього дня звітного (податкового) періоду і зареєструвати в Єдиному реєстрі податкових накладних в терміни, встановлені цим Кодексом для такої реєстрації, відповідні податкові накладні» за товарами/послугами, необоротними активами, під час придбання або виготовлення яких суми податку були включені до складу податкового кредиту, у разі якщо такі товари/послуги, необоротні активи призначаються для їх використання, починають використовуватися /…/»
|
3)Если приобретенные товары/услуги, необоротные активы изначально предполагалось использовать в хоздеятельности, а в последующем они были использованы не в хоздеятельности, то для начисления налоговых обязательств:
- не позднее последнего дня отчетного периода выписывается НН
- срок регистрации НН в установленные законодательством сроки , т.е. в течение 15 календарных дней со дня выписки
|
П. 198.5 абз.1
|
«Платник податку зобов’язаний нарахувати податкові зобов’язання виходячи з бази оподаткування, визначеної відповідно до пункту 189.1 статті 189 цього Кодексу та скласти не пізніше останнього дня звітного (податкового) періоду і зареєструвати в Єдиному реєстрі податкових накладних в терміни, встановлені цим Кодексом для такої реєстрації, відповідні податкові накладні» за товарами/послугами, необоротними активами, під час придбання або виготовлення яких суми податку були включені до складу податкового кредиту, у разі якщо такі товари/послуги, необоротні активи призначаються для їх використання, починають використовуватися /…/»
|
Как видим, из п. 198.6 убрали норму о возможности учитывать в составе НК налоговые накладные с датой выписки не позже 365 до даты включения ее в декларацию. Зато появилась новая норма, разрешающая включать в состав налогового кредита суммы по налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН с опозданием не более 180 дней с даты составления такой налоговой накладной.
Вместе с тем, в п. 36 подраздела 2 раздела ХХ НКУ, указано, что на основании бухгалтерской справки в состав налогового кредита включаются суммы налога, уплаченного (начисленного) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных до 1 июля 2015 года, которые не были включены в состав налогового кредита до 1 июля 2015 при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов. Причем сроки в данном случае не ограничены 365 днями, а ограничены сроком включения в состав налогового кредита.
Т.е. все налоговые накладные, НДС по которым ранее не был включен в налоговый кредит, могут быть отражены в составе налогового кредита только до 01.07.2015, но с учетом срока давности, предусмотренного ст. 102, составляющего 1095 дней со дня ее выписки.
Также в п. 198.5 убрали указание на оформление справки в случае, если товары, ранее использованные в нехозяйственной деятельности, начинают использоваться для производственных целей. В таком случае необходимо будет оформлять расчет корректировки к налоговой накладной на уменьшение налоговых обязательств и регистрировать его в ЕРНН (п. 198.5, абз. 1).
8. В части оформления налоговых накладных изменения следующие (ст. 201 НКУ).
1) Заключительными положениями Закона № 71 не предусмотрена отсрочка применения налоговых накладных в электронной форме, потому с 01.01.2015 все НН составляются только в электронном виде.
С 01.01.2015 действует новая форма налоговой накладной, утвержденная приказом МФУ от 14.11.2014 № 1129.
В данной налоговой накладной введены дополнительные графы «Единица измерения товара» 5.1 и 5.2, которые заполняются в соответствии с Классификатором системы обозначений единиц измерения и учета (КСПОВО).
В графе 5.1. указывается условное обозначение соответствующей единицы измерения/учета, в графе 5.2 – код соответствующей единицы измерения/учета.
При этом в КСПОВО такой единицы измерения как «послуга» нет.
Учитывая изменения, внесенные в Порядок заполнения налоговой накладной, при поставке услуг графы налоговой накладной необходимо заполнять так:
-
Розділ
|
Дата виникнення податкового зобов’язання (постачання (оплати²))
|
Номенклатура товарів/послуг продавця
|
Код товару згідно з УКТ ЗЕД
|
Одиниця виміру товару/ послуги
умовне позначення (українське)
|
Одиниця виміру товару/ послуги
код
|
Кількість (об'єм, обсяг)
|
Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування ПДВ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5.1
|
5.2
|
6
|
7
|
I
|
15012015
|
Послуги з консультування з питань бухгалтерського обліку
|
грн
|
2454
|
1
|
2000
|
--
2) Рассмотрим более подробно п. 201.10, в котором собраны основные требования по ведению учета налоговых накладных.
Основания для включения суммы в НК | П.201.10 абз. 2 | Податкова накладна, складена та зареєстрована в Єдиному реєстрі податкових накладних платником податку, який здійснює операції з постачання товарів/послуг, є для покупця таких товарів/послуг підставою для нарахування сум податку, що відносяться до податкового кредиту. |
Регистрация НН, которые не выдаются покупателю или выписываются на операции, освобожденные от НДС, обязательна | П.201.10 абз. 3 | Податкові накладні, які не надаються покупцю, а також податкові накладні, складені за операціями з постачання товарів/послуг, які звільнені від оподаткування, підлягають реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних». |
Процедуры регистрации и подтверждения регистрации НН и РК | ||
Продавец при выписке НН или РК на «плюс» | П.201.10 абз. 4 | Підтвердженням /…/ є квитанція в електронному вигляді у текстовому форматі, яка надсилається протягом операційного дня. |
Покупатель при получении НН или РК | П.201.10 абз. 3 | Покупець надсилає в електронному вигляді запит до ЄРПП, за яким отримує в електронному вигляді повідомлення (1) про реєстрацію /…/ та податкову накладну/розрахунок коригування (2) в електронному вигляді. Такі податкова накладна/розрахунок коригування вважаються зареєстрованими в Єдиному реєстрі податкових накладних та отриманими покупцем. |
Продавец при получении РК на «минус» | П.201.10 абз. 3 | продавець надсилає в електронному вигляді запит до ЄРПП, за яким отримує в електронному виглядіповідомлення(1) про реєстрацію розрахунку коригування /…/ та розрахунок коригування(2) в електронному вигляді. Такий розрахунок коригування вважається зареєстрованим в Єдиному реєстрі податкових накладних та отриманими продавцем». |
Если НН или РК сформированы с ошибками | П.201.10 абз. 8, абз.9 |
/…/ протягом операційного дня продавцю/покупцюнадсилається квитанція в електронному вигляді у текстовому форматі про неприйняття їх в електронному вигляді із зазначенням причин.
Якщо протягом операційного дня не надіслано квитанції про прийняття або неприйняття, така податкова накладна вважається зареєстрованою в Єдиному реєстрі податкових накладних.
|
Основания для внеплановой проверки предприятия | П.201.10 абз. 15 | Виявлення розбіжностей даних податкової декларації та даних Єдиного реєстру податкових накладних /…/ |
П.201.10 абз. 16, абз. 17 | У разі відмови продавця товарів/послуг надати податкову накладну або в разі порушення ним порядку її заповнення надсилається скарга, яка є/…/ підставою для проведення документальної позапланової виїзної перевірки продавця |
3) В части перечня документов, на основании которых можно отнести суммы НДС в состав налогового кредита также произошли некоторые изменения.
Список п.201.11дополнен следующими документами:
«в) бухгалтерська довідка, складена відповідно до пункту 36 підрозділу 2 розділу ХХ цього Кодексу;
г) податкова накладна, складена платником податку відповідно до пункту 208.2 статті 208 цього Кодексу та зареєстрована в Єдиному реєстрі податкових накладних».
Порядок использования бухгалтерской справки прописан в п. 36 подраздела 2 раздела ХХ НКУ, согласно которому на основании бухгалтерской справки в состав налогового кредита включаются:
(1) суммы налога, уплаченного (начисленного) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных до 1 июля 2015 года, которые не были включены в состав налогового кредита до 1 июля 2015 при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов,
(2) и/или по которым до 1 июля 2015 были определены налоговые обязательства в соответствии с п.198.5 НКУ в редакции , действовавшей до 31 января 2015 года, в случае если такие товары / услуги, необоротные активы начинают использоваться после 1 июля 2015 году полностью или частично в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, в том числе перевод непроизводственных необоротных активов в состав производственных основных средств.
В части налоговых накладных, выписанных на стоимость услуг нерезидента, остались некоторые вопросы. Во-первых, включение таких налоговых накладных в Реестр документов, формирование которого описано п. 210.11-1, не предусмотрено.
Во вторых, в п. 201.12 сказано, что для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, считается налоговая накладная, составленная плательщиком по таким операциям и зарегистрированная в ЕРНН, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию соответствующего отчетного периода.
Механизм включения такой НН в декларацию не прописан, но не исключено, что такой документ (налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН) будет автоматически отражаться в системе электронного учета.
9. Законодатели учли замечания бизнеса в части отказа контролирующего органа включать в формулу по п.200-1.3 отрицательные суммы НДС, сформированные на 01.01.2015.
В новой редакции, в п. 33 подраздела 2 раздела ХХ предусмотрено, что все отрицательные суммы по НДС, заявленные плательщиком до 01.02.2015 (т.е. последний отчетный период, когда такие заявления могут быть сделаны – декларация за декабрь 2014), а именно:
(1) непогашенные остатки сумм налога на добавленную стоимость, которые были заявлены налогоплательщиками к бюджетному возмещению за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 года - строка 23.1 декларации по НДС,
(2) задекларированное в бюджетное возмещение за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 году в счет уменьшения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость последующих отчетных (налоговых) периодов - строка 23.2 декларации по НДС,
(3) отрицательное значение суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 настоящего Кодекса – строка 20.2 декларации по НДС,
(4) остаток отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов после бюджетного возмещения, задекларированные налогоплательщиками за отчетные (налоговые) периоды до 1 февраля 2015 – строка 24 декларации по НДС.
по заявлению плательщика налога или
(а) без проведения проверок, предусмотренных статьей 200 НКУ, увеличивают размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки к налоговым накладным в ЕРНН, определенную п. 200-1.3 НКУ, с одновременным увеличением размера суммы налогового кредита в налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором было осуществлено такое увеличение.
или
(б) или подлежат возврату плательщику в порядке, определенном статьей 200 Кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31 января 2014 года.
Также предусмотрено, что 1 июля 2015 всем плательщикам налога автоматически будет увеличен размер суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные/расчеты корректировки в ЕРНН, определенную п. 200-1.3 НКУ, на сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала.
Такая сумма увеличения ежеквартально будет подлежать автоматическому перерасчету с учетом показателя среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев/4 квартала, по состоянию на дату такого перерасчета.
10. Продлена льгота по освобождению операций с металлоломом от НДС. Но здесь необходимо отметить, что освобождается металлолом, соответствующий определенным условиям, которые должны быть установлены Кабинетом Министров Украины. А поскольку действие Постановления КМУ от 12.01.2011 № 15 ограничено 31.12.2014, то, учитывая «горький опыт» прошлого года, можно говорить, что воспользоваться данной льготой в первые дни нового года не удастся. Придется ждать, когда КМУ продлит действие своего Постановления.
11. В части поставки зерновых культур согласно установленному перечню (п. 15-2 подраздела 2 раздела ХХ) продлено освобождение от НДС до 31.12.2017. Данное ограничение, как и раньше не распространяется на сельхозпроизводителя и на первого зернотрейдера.
Вместе с тем, возможность получения бюджетного возмещения исключена. Операции для любых поставщиков зерновых культур (по установленному перечню) на экспорт освобождаются от обложения НДС.
12. Вводятся штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в ЕРНН, подлежащих выдаче покупателю (пп. 120.1-1).
- при нарушении срока регистрации до15 календарных дней – штраф 10% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,
- при нарушении срока регистрации от 16 до 30 календарных дней – штраф 20% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,
- при нарушении срока регистрации от 31 до 60 календарных дней – штраф 30% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной,
- при нарушении срока регистрации от 61 и больше календарных дней – штраф 40% от суммы НДС, указанной в налоговой накладной.
Инна Дядюра, аудитор, директор ООО Аудиторская фирма «Капитал»
Немає коментарів:
Дописати коментар