пʼятниця, 26 грудня 2014 р.

Особливості екоподатку (бензогенератор)

Необходимо ли уплачивать эконалог, если предприятие арендует бензогенератор? Если да, как рассчитать сумму налога? 
 
    ОТВЕТ:
 Да, именно арендатор должен уплачивать экологический налог. Кроме этого, нужно будет позаботиться о получении разрешения на выбросы. Поясним.
    Исчисление эконалога. Плательщиками эконалога выступают, в частности, субъекты хозяйствования, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухстационарными источниками загрязнения (пп. 240.1.1 НКУ). Каких-либо привязок к тому, является ли пользователь владельцем, законодательство не содержит: кто загрязняет, тот и платит.
    О том, что генератор является стационарным источником загрязнения, указано в пп. 14.1.230 НКУ, а именно, таким источником называют «предприятие, цех, агрегат, установку или иной неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты». Налоговики придерживаются такого же мнения. В частности, в письме от 03.09.2012 г. № 1259/0/51-12/15-2116 сказано: «следует исчислять, начислять и уплачивать в бюджеты экологический налог, а также составлять налоговую отчетность при наличии у... фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в том числе установками, использующими топливо для двигателей внутреннего сгорания».
     Объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые генератор выбрасывает в атмосферный воздух (пп. 242.1.1 НКУ).
      В случае если арендодатель не предоставил вам документов с перечнем загрязняющих веществ, образующихся при сгорании топлива, можно обратиться в территориальный орган Госэкоинспекции Украины или соответствующий Департамент экологии облгосадминистрации (специалисты фискальной службы советуют поступать именно так — см. подкатегорию 120.03 системы «ЗІР»), или прибегнуть к самостоятельному исчислению. Здесь пригодится Методика расчета выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу от транспортных средств, утвержденная приказом Госкомстата от 13.11.2008 г. № 452 (далее — Методика № 452). В ее таблице 6 приведены удельные выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу от промышленной, сельскохозяйственной, строительной и прочей техники.
  Следуя п. 249.3 НКУ, суммы эконалога плательщики исчисляют самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок по формуле:

  где: Нвс — налог за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
      Мі — фактический объем выброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);
     Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками.
     На заметку!
Топливо обычно покупают в литрах. Чтобы его преобразовывать в тонны, применяют следующие коэффициенты (пп. 2.1.1 Методики № 452):
·        для бензина — 0,74 кг/л;
·        для дизтоплива — 0,85 кг/л;
·        для сжиженного газа — 0,55 кг/л;
·        для газа сжатого — 0,59 кг/м3.
  Ставки налога приведены в ст. 243 НКУ. Благодаря п. 2 подраздела 5 р. XX НКУ в предыдущие годы их размеры немного уменьшали, но с 01.01.2014 г. преференции остались только для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС. Пример расчета приведем далее.
    Отчетность по эконалогу. Налоговая декларация по эконалогу утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010. Плательщики должны отчитываться по ней ежеквартально, причем по местонахождению источника загрязнения (п. 250.2 НКУ). Если место представления декларации не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, в «родную» Налоговую нужно предоставить копии соответствующих налоговых деклараций (п. 250.8 НКУ). Суммы налога исчисляют за налоговый квартал без нарастающего итога (п. 249.1 НКУ). Количество загрязняющих веществ записывают в тоннах, указывая не более 3-х знаков после запятой, по крайней мере, так советуют контролеры в подкатегории 120.05 системы «ЗІР». Гривневые показатели строк Декларации и приложений к ней пишут с 2 знаками после запятой.
     Когда же вернете генератор арендодателю и не будет у вас иных источников загрязнения, чтобы не сдавать пустую форму, уведомите контролеров письмом в произвольной форме об отсутствии объекта исчисления налога (п. 250.9 НКУ).
    Подача 20-ОПП. Она актуальна, если предприятие использует генератор не по «своей прописке». Согласно Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденному приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок № 1588), предприятие должно стать на учет в органе Государственной фискальной службы по основному месту учета. Для этого подается форма № 20-OПП (п.п. 1.4, 8.4 Порядка № 1588).
      По основному месту учета налогоплательщик (п. 7.3 Порядка № 1588):
·         уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны выплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета;
·         подает налоговые декларации (расчеты, отчеты) по таким налогам и выполняет другие обязанности налогоплательщика.
      Рассмотрим пример.
Пример
Предприятие за IV квартал 2014 года использовало 100 л бензина (то есть в пересчете на кг — 74 кг). При этом образовались такие выбросы, как:
·        оксид углерода — 14,6 кг, или 0,0146 т, после округления — 0,015 т;
·        оксид азота — 0,003 кг, или 0,000003 т, после округления — 0 т;
·        диоксид азота — 1,6 кг, или 0,0016 т, после округления — 0,002 т;
·        углекислый газ (двуокись углерода) — 235,5 кг, или 0,2355 т, после округления — 0,236 т.
     Ставка налога ст. 243 НКУ:

Наименование загрязняющего веществаСтавка налога, гривен за 1 тоннуПункт НКУ
углерода окись58,54п. 243.1 НКУ
окислов азота1553,79п. 243.1 НКУ
диоксид азота2545,11п. 243.2 НКУ
двуокись
углерода
0,26п. 243.4 НКУ
    Обработав данные, видим: при сгорании 100 л бензина образуется слишком малое количество оксида азота, чтобы ее можно было занести в строки декларации. Ведь фактические объемы указывают в тоннах с 3 знаками после запятой. Тем более, за такое количество выбросов уплатить нужно полкопейки (0,003 кг : 1000 х 1553,79 грн/т = 0,005).
    А диоксид азота не имеет персональной ставки, он относится ко II классу опасности (ДСанПин, утвержденные приказом Минздрава Украины от 09.07.1997 г. № 201), по которому данные для ставки берут с п. 243.2 НКУ.
    Результат приведем во фрагменте декларации.
Публикуется на языке оригинала
Фрагмент Додатка 1
до Податкової декларації екологічного податку
№ з/пНазви забруднюючих речовинФактичні обсяги викидів, тоннСтавки податку в поточному році, грн. коп./тСума нарахованого податкового зобов'язання, грн. коп. (к. 3 х к.4)
12345
1Нараховано податку за звітний квартал, усього (р. 1.1 + р. 1.2)6,03
1.1 окис вуглецю 0,01558,540,88
1.2 двоокис вуглецю 0,236 0,260,06
1.3діоксид азоту, ІІ клас небезпечності0,0022545,115,09
   Полученная сумма с 1-й строки 5 столбика переносится в строку 1.1.1 Налоговой декларации экологического налога.
    Но это еще не все — несколько слов об обязанностях при загрязнении окружающей среды.
     Разрешение на выбросы. Согласно ст. 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.1992 г. № 2707-XII (далее — Закон № 2707), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками можно осуществлять, получив соответствующее разрешение спецуполномоченных на то органов исполнительной власти.  За разрешением обращаются в областные, Киевскую, Севастопольскую горгосадминистрации, органы исполнительной власти АРК по охране окружающей природной среды через разрешительные центры по согласованию с территориальными органами Госсанэпидслужбы.
   Как получить разрешение и какой пакет документов подготовить, прописано в Порядке проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденном постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302.
   За отсутствие разрешения придется нести ответственность по закону (ст. 33 Закона № 2707). Согласно ст. 78 Кодекса Украины об административных правонарушениях, должностным лицам предприятия грозит штраф от 85 до 136 грн (от 5 до 8 НМДГ). Кроме того,инспектор по охране окружающей природной среды при проверке может доначислить суммы в качестве возмещения убытков за сверхурочные выбросы загрязняющих веществ на основании приказа Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 10.12.2008 г. № 639.
        Подытожим
   Пользуясь генератором, субъект хозяйствования становится плательщиком эконалога независимо от того, является ли он владельцем источника загрязнения. При этом следует позаботиться о разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и узнать точный состав выбросов.

Юлия КЛОЧКО,
бухгалтер, г. Киев

Немає коментарів:

Дописати коментар